Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1




НазваниеМкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1
Дата конвертации03.06.2013
Размер445 b.
ТипИсследование


МКОУ Здвинская средняя общеобразовательная школа №1

  • МКОУ Здвинская средняя общеобразовательная школа №1

  • Здвинского района Новосибирской области

  • Районный конкурс школьных проектов

  • «Новый взгляд на школьный предмет»

  • «Анализ искусствоведческого текста и произведения живописи как один из способов подготовки к ЕГЭ»

  • Работу выполнили: учащиеся 11-го класса

  • Васяткина Алиса, Кузьменко Наталья ,

  • Степанова Юлия , Григорьева Валентина.

  • Руководитель: Захарова М.Г.






Оформить микротематическую развернутость сочинения;

  • Оформить микротематическую развернутость сочинения;

  • Как удачнее построить свое сочинение и как оценить композиционное решение чужого текста;

  • Как оформить сочинение наиболее целесообразными средствами языка





Исследование 1-ой группы «Можно ли текст Е.О. Каменевой «Твоя палитра» назвать искусствоведческим? Каково назначение текста такого рода?»

  • Исследование 1-ой группы «Можно ли текст Е.О. Каменевой «Твоя палитра» назвать искусствоведческим? Каково назначение текста такого рода?»

  • Да, можно, потому что в нем рассказывается об истории создания произведения живописи, описывается предмет искусства – картина, ее изобразительно-выразительные средства, выражается отношение автора, используются слова, связанные с искусством.

  • В искусствоведческом тексте идет речь о таких видах искусства, как архитектура, живопись, кино, театр, и анализируются средства выражения замысла создателя.

  • - Определить тему текста.

  • Тема данного текста – содержание картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» и его искусствоведческий анализ.

  • -Найти предложения, в которых сформулирована основная мысль текста.

  • Главная мысль текста выражена в словах:» Кроме того, большое значение в работе художника имеют накопленный опыт, различные воспоминания, или, как часто говорят, ассоциации. И чем больше впечатлений и наблюдений откладывается в душе и памяти художника, тем ярче и глубже его искусство. Когда художник работает над картиной, то эти ассоциации вдруг возникают, иногда совсем неожиданно для него» Автор имел в виду, что В.И. Суриков написал историческую картину «Боярыня Морозова», воссоздав эпоху, в которую происходило событие, и именно в этом проявились оригинальность и гениальность художника.

  • -Определить тип речи текста. Свой выбор аргументируйте .Какую функцию выполняют глаголы прошедшего времени?

  • Преобладающий тип речи – повествование с элементами описания. Так, 1-9, 11 -13 абзацы можно рассматривать как воспоминания художника о его детстве и работе над картиной, поэтому в тексте много глаголов прошедшего времени: приступил, прочитал, слышал, воплотил, работал, посещал, искал, вспомнил, помогли передать… И только в одном абзаце(10) употребляются глаголы настоящего времени: имеют, говорят, откладывается, работает, возникают для того чтобы создать обобщенный образ работы художника.

  • В тексте много описательных прилагательных (черного, белого, цветового, ослепительно-белом, бесконечно разнообразный и живой), причастий (задумавшему, пришедших, приехавшую, написанная, освещено, накопленный); составных именных сказуемых (был потомком, будто освещено огнем, ярче и глубже (искусство)… Все это говорит о повествовании с элементами описания основной части текста.

  • -Автор искусствоведческого текста подчеркивает, что «художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие».Как решается эта проблема автором? Прокомментируйте отрывки текста. Авторская позиция в тексте не выражена прямо. Комментарий авторской позиции:( А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!

  • Без конца писал Суриков этюды зимы…

  • Так работал В.И. Суриков.

  • Суриков в «Боярыне Морозовой» долго искал сочетание черного цвета платья Морозовой и белого снега»…

  • -Найти в тексте предложения с прямой речью. В чем заключается изобразительно-выразительная функция этих предложений?

  • Благодаря подобному выбору таких предложений создается впечатление беседы с самим художником о его работе над историческим полотном.

  • -Знакомясь с картиной, анализируя искусствоведческий текст, мы коснулись еще одной сложной проблемы – проблемы творчества. В Толковом словаре С.И. Ожегова дается такое определение : Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. А как вы ответите на вопрос, что такое творчество?

  • Домашнее задание:

  • Написать сочинение по прочитанному тексту Е.О. Каменевой «Твоя палитра» и по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», используя план:

  • 1) сформулировать или прокомментировать одну из проблем, затронутых автором текста;

  • 2) сформулировать позицию автора;

  • 3) высказать свое мнение по поводу данной проблемы;

  • 4) привести свои аргументы ( примеры из жизни, литературы).



Исследование второй группы вопроса «Истолковать содержание картины Боярыня Морозова»

  • Исследование второй группы вопроса «Истолковать содержание картины Боярыня Морозова»

  • В.И. Суриков (1848-1916)

  • Василий Иванович Суриков является гениальным русским художником II п. XIX века, совершившим подлинный переворот в исторической живописи своего времени. В его лице русская историческая живопись достигла таких высот и общественного значения, которые до этого безраздельно принадлежали жанровой живописи, непосредственно отражающей волнующие явления действительности. Завоевания Сурикова в своей области не менее велики, чем завоевания Репина. Суриков распространил демократические принципы искусства на историческую живопись. Основным героем картин Сурикова стал народ; идеалы народа, его представления и художественные вкусы нашли в полотнах художника свое наивысшее выражение. «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы, -говорил Суриков.- мне нужно вытащить их на улицу».

  • Суриков родился в далекой Сибири, в Красноярске, в 1848 году. Родители Сурикова были старого казачьего рода, и художник гордился своим происхождением от вольных казаков, участвовавших в бунтах против царских воевод. В семье живы были предания старины; рассказами о раскольнице боярыне Морозовой, о походах Ермака Суриков заслушивался еще в детстве. Окружающая сибирская действительность также носила следы седой древности - в быту, в обычаях, одеждах, архитектуре. Во времена Сурикова в Сибири еще сохранились в домах слюдяные окна, дворы, мощенные тесанными бревнами; некоторые сибирские племена, как и встарь, были вооружены луками, у охотников в употреблении еще были кремневые ружья. Молодежь пробовала свои силы в кулачных боях, одной из любимых народных забав была игра во взятие снежной крепости. Вспоминая об обстановке, окружавшей его в детстве, Суриков говорил: «Совсем XVI век». Подвалы дома Суриковых были полны старыми казацкими мундирами времен Екатерины II. Все это воспитывало в художнике чувство истории, развивало способность мысленно переноситься в далекие времена и воображать себя соучастником событий исторического прошлого.



Склонность к искусству проявилась у Сурикова в детстве. «Еще помню, совсем маленьким был, - рассказывал художник, - на стульях сафьяновых рисовал – пачкал…

  • Склонность к искусству проявилась у Сурикова в детстве. «Еще помню, совсем маленьким был, - рассказывал художник, - на стульях сафьяновых рисовал – пачкал…

  • Мне шесть лет, помню, было – я Петра Великого с черной гравюры рисовал. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой. В детстве я все лошадок рисовал… Только ноги у меня не выходили… А у нас в Бузиме был работник Семен, простой мужик. Он меня научил ноги рисовать. Он их начал мне по суставам рисовать. Вижу, гнутся у его коней ноги. А у меня никак не выходило, это у него анатомия, значит». В уездном училище на Сурикова обратил внимание учитель рисования Н.В. Гребнев. Он стал специально заниматься с мальчиком, приносил ему рисунки Рафаэля и Тициана для копирования, учил работать акварелью. Рассказывая о великих художниках прошлого, он и ему пророчил славную будущность и развивал желание попасть в Академию художеств. По окончании училища Суриков поступил в гимназию, но вскоре вынужден был прервать занятия и устроиться писцом в Губернское управление – необходимо было помогать семье. В судьбе талантливого юноши принял участие губернатор Красноярска П.Н. Замятнин. На одном из парадных обедов он предложил устроить подписку по сбору средств, необходимых для отправки Сурикова в Петербург в Академию художеств, но богатый золотопромышленник Н.И. Кузнецов взял на себя все расходы и назначил молодому художнику стипендию. В конце 1868 года Суриков отправился в Петербург. Ехать пришлось до Нижнего Новгорода на лошадях (железной дороги от Красноярска в то время не было), а оттуда уже поездом. Путешествие продолжалось около двух месяцев. В конце февраля 1869 года Суриков прибыл в Петербург, но поступить в Академию художеств ему не удалось. Он был плохо подготовлен в рисовании с гипсов и потому не выдержал вступительного экзамена по рисунку. Так же как и Репину, ему пришлось некоторое время посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников. В августе того же 1869 года Суриков вторично держал экзамен и был принят сначала вольнослушателем. А через год – действительным слушателем Академии художеств.



В Академии художеств Суриков числился среди первых учеников, неоднократно получал за свои работы премии и медали. Самым любимым его наставником, у которого он учился последние два года, был профессор П.П. Чистяков – замечательный художник – педагог, учениками которого были Репин, Поленов, В. Васнецов, Врубель и многие другие прославленные русские художники.«Я в Академии больше всего композицией занимался, - вспоминал Суриков. – А в живописи только колоритную сторону изучал. Павел Петрович Чистяков очень развивал меня. Я это еще в Сибири любил, а здесь он мне указал путь истинного колорита». В декабре 1875 года Суриков окончил Академию художеств с золотой медалью, но отказался от своего права на заграничную пенсионерскую командировку и уехал в Москву, где ему предложили большой заказ на выполнение росписей в храме Христа Спасителя.

  • В Академии художеств Суриков числился среди первых учеников, неоднократно получал за свои работы премии и медали. Самым любимым его наставником, у которого он учился последние два года, был профессор П.П. Чистяков – замечательный художник – педагог, учениками которого были Репин, Поленов, В. Васнецов, Врубель и многие другие прославленные русские художники.«Я в Академии больше всего композицией занимался, - вспоминал Суриков. – А в живописи только колоритную сторону изучал. Павел Петрович Чистяков очень развивал меня. Я это еще в Сибири любил, а здесь он мне указал путь истинного колорита». В декабре 1875 года Суриков окончил Академию художеств с золотой медалью, но отказался от своего права на заграничную пенсионерскую командировку и уехал в Москву, где ему предложили большой заказ на выполнение росписей в храме Христа Спасителя.

  • В Москве Суриков сразу же проникся её историческим духом. Памятники старины, которыми так богата Москва, всколыхнули в Сурикове его старые сибирские впечатления, его любовь к русской истории.«Я как в Москву приехал, - рассказывал художник, - прямо спасен был. Старые дрожжи, как Толстой говорил, поднялись». В Москве Суриков осознал свое призвание быть историческим живописцем и уже не расставался с ней, Здесь и были созданы все его произведения: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин» и другие. Картины эти посвящены большим народным движениям, раскрывают трагические противоречия и конфликты истории, столкновения двух исторических сил. Именно поэтому они оказываются сродни музыкальным драмам М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».





Суриков долго работал над композицией, утрясая ее в десятках эскизов, добивался наибольшей выразительности каждого образа, комбинируя в этюдах черты многих увиденных в жизни людей. Известно, что, уже приступив к написанию картины на большом полотне, Суриков дважды увеличивал его размеры, добиваясь впечатления движения саней с Морозовой. «Для того чтобы сани Морозовой «поехали», Суриков, как он сам говорил, много раз пришивал холст. Не идет у меня лошадь, да и только. Наконец прибавил последний кусок - и лошадь пошла. Сидящие в санях фигуры держат сани на месте. Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Чуть меньше расстояние - сани стоят. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят:». Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает». А там ничего убавить нельзя - «сани не поедут».

  • Суриков долго работал над композицией, утрясая ее в десятках эскизов, добивался наибольшей выразительности каждого образа, комбинируя в этюдах черты многих увиденных в жизни людей. Известно, что, уже приступив к написанию картины на большом полотне, Суриков дважды увеличивал его размеры, добиваясь впечатления движения саней с Морозовой. «Для того чтобы сани Морозовой «поехали», Суриков, как он сам говорил, много раз пришивал холст. Не идет у меня лошадь, да и только. Наконец прибавил последний кусок - и лошадь пошла. Сидящие в санях фигуры держат сани на месте. Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Чуть меньше расстояние - сани стоят. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят:». Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает». А там ничего убавить нельзя - «сани не поедут».



Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Осуществленная при нем патриархом Никоном церковная реформа, сводившаяся к введению новых богослужебных книг и обрядов, преследовала цель подкрепить централизацию государственной власти централизацией религиозного культа. Реформа вызвала протест значительной части русского населения, выступавшего против никонианских новшеств за старую веру. В русской церкви произошел раскол. Борьба старообрядцев (или раскольников) приняла особенно острые формы в связи с насильственным введением новых церковных установлению. Боярыня Морозова, принадлежавшая к родовитой московской знати, была одной из активных деятельниц раскола. За свою приверженность к старой вере она подверглась гонениям и пыткам, но не отреклась от своих убеждений. Заключенная в земляную тюрьму, она погибла голодной смертью, отказавшись принимать пищу из рук своих врагов.

  • Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Осуществленная при нем патриархом Никоном церковная реформа, сводившаяся к введению новых богослужебных книг и обрядов, преследовала цель подкрепить централизацию государственной власти централизацией религиозного культа. Реформа вызвала протест значительной части русского населения, выступавшего против никонианских новшеств за старую веру. В русской церкви произошел раскол. Борьба старообрядцев (или раскольников) приняла особенно острые формы в связи с насильственным введением новых церковных установлению. Боярыня Морозова, принадлежавшая к родовитой московской знати, была одной из активных деятельниц раскола. За свою приверженность к старой вере она подверглась гонениям и пыткам, но не отреклась от своих убеждений. Заключенная в земляную тюрьму, она погибла голодной смертью, отказавшись принимать пищу из рук своих врагов.



Суриков изобразил в картине провоз боярыни Морозовой по улице города. В отличие от эскизов, он отказался здесь от передачи конкретного эпизода из жизни Морозовой и точного обозначения места действия. Глядя на картину, трудно сказать, везут ли раскольницу на очередной допрос, в ссылку или просто провозят по городу, рассчитывая унизить ее глумлением толпы. Пейзаж, на фоне которого развертывается событие,- это не исторически достоверное изображение одной из улиц Москвы, а обобщенный образ древнерусского города. Изображая драматический период движения раскольников, он стремился, как и в «Утре стрелецкой казни», представить его как народную драму, раскрыть отношение народа к происходящему, утвердить красоту подвига во имя идеи, героику борьбы за свои идеалы.

  • Суриков изобразил в картине провоз боярыни Морозовой по улице города. В отличие от эскизов, он отказался здесь от передачи конкретного эпизода из жизни Морозовой и точного обозначения места действия. Глядя на картину, трудно сказать, везут ли раскольницу на очередной допрос, в ссылку или просто провозят по городу, рассчитывая унизить ее глумлением толпы. Пейзаж, на фоне которого развертывается событие,- это не исторически достоверное изображение одной из улиц Москвы, а обобщенный образ древнерусского города. Изображая драматический период движения раскольников, он стремился, как и в «Утре стрелецкой казни», представить его как народную драму, раскрыть отношение народа к происходящему, утвердить красоту подвига во имя идеи, героику борьбы за свои идеалы.

  • В толпе, запрудившей улицу в ожидании саней с боярыней Морозовой, очень мало просто любопытных, зевак, которых привлекла сюда необычность зрелища, Народ в своей массе глубоко потрясен происходящим. Подвиг боярыни находит живой отклик в сердцах людей. Серьезность настроения толпы в картине подчеркивают образы противников Морозовой, ничтожных и низменных в своем злорадстве и мелочном удовлетворении. Это прежде всего попик в шубу с лисьим воротником, оскаливший редкие зубы в издевательски-ехидном смехе, и стоящий рядом богатый купец, откинувшийся в приступе торжествующего хохота. Отсутствие в картине действительных, убежденных сторонников новой веры говорит о том, что Суриков не намеревался давать историческую оценку движения раскольников, не входил в существо религиозных споров. Но он правильно понял народный характер этого движения, увидел в нем борьбу народа Древней Руси за исконно русские начала, привычные, освещенные веками представления и верования.



В центре композиции Суриков изобразил боярыню Морозову, сидящую в санях. Сила выразительности этого образа такова, что он не растворяется в массе людей, не подавляется ею, сохраняя свое ведущее положение по отношению к изображенной толпе. Черный силуэт Морозовой отчетливо рисуется на фоне снега, саней, пестрых одежд, краски которых приглушены легкой дымкой голубого морозного воздуха. С вдохновенной страстностью и исступлением бросает боярыня в толпу призыв постоять за старую веру. Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двуперстным знамением-символом веры - высоко парит над головами людей. Это кульминационная точка всей композиции. Героический пафос и драматизм изображения достигают здесь наивысшего звучания.

  • В центре композиции Суриков изобразил боярыню Морозову, сидящую в санях. Сила выразительности этого образа такова, что он не растворяется в массе людей, не подавляется ею, сохраняя свое ведущее положение по отношению к изображенной толпе. Черный силуэт Морозовой отчетливо рисуется на фоне снега, саней, пестрых одежд, краски которых приглушены легкой дымкой голубого морозного воздуха. С вдохновенной страстностью и исступлением бросает боярыня в толпу призыв постоять за старую веру. Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двуперстным знамением-символом веры - высоко парит над головами людей. Это кульминационная точка всей композиции. Героический пафос и драматизм изображения достигают здесь наивысшего звучания.

  • Сурикову долгое время не удавалось создать образ такой силы. Подготовительные этюды к Морозовой вобрали в себя черты целого ряда моделей, позировавших художнику. И только яркий характер одной из них оживил этот образ подлинным вдохновением и страстной религиозной одержимостью.

  • «Я на картине сперва толпу написал, а ее после,- вспоминал о Морозовой Суриков – И как ни напишу ее лицо- толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось. И вот приехала к нам начетчица с Урала- Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину, она всех победила».



Лица за спиной Морозовой несколько отодвинуты в глубину, сознательно даны художником приглушенно, одним намеком, и потому не спорят с ней своей выразительностью, подчеркивают значительность образа непримиримой раскольницы. Самые яркие образы толпы, наиболее интенсивно переживающие происходящее, представлены в некотором отдалении от Морозовой и сосредоточены справа, у края картины. Но так как именно к ним обращен призыв боярыни, то между ней и этой частью толпы возникает самая непосредственная связь. Эти образы толпы, вынесенные на передний план и с предельной глубиной охарактеризованные, и олицетворяют в представлении зрителя всю народную стихию «Морозовой». Богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидящий прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющей боярыню на подвиг; соболезнующая страданиям Морозовой нищенка, преклонившая перед ней колени; горестно задумавшаяся старуха в узорном платке; потрясенная жалостью боярышня со скрещенными на груди руками; низко кланяющаяся Морозовой за ее мученичество боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом (голубой цвет – лейтмотив ее образа - пронизывает всю картину); судорожно порывающийся стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы старик; погруженный в глубокое, трудное раздумье странник – все они живут одними мыслями и чувствами, и если открыто не протестуют, не возмущаются гонениями на нее, на веру, которую считают истинной, только потому, что в данный момент их сдерживает скорбное чувство прощания с мученицей, поклонение ее подвигу.

  • Лица за спиной Морозовой несколько отодвинуты в глубину, сознательно даны художником приглушенно, одним намеком, и потому не спорят с ней своей выразительностью, подчеркивают значительность образа непримиримой раскольницы. Самые яркие образы толпы, наиболее интенсивно переживающие происходящее, представлены в некотором отдалении от Морозовой и сосредоточены справа, у края картины. Но так как именно к ним обращен призыв боярыни, то между ней и этой частью толпы возникает самая непосредственная связь. Эти образы толпы, вынесенные на передний план и с предельной глубиной охарактеризованные, и олицетворяют в представлении зрителя всю народную стихию «Морозовой». Богатырского сложения юродивый с глубоко запавшими, по-детски наивными глазами, сидящий прямо на снегу в одной дырявой рубахе и благословляющей боярыню на подвиг; соболезнующая страданиям Морозовой нищенка, преклонившая перед ней колени; горестно задумавшаяся старуха в узорном платке; потрясенная жалостью боярышня со скрещенными на груди руками; низко кланяющаяся Морозовой за ее мученичество боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом (голубой цвет – лейтмотив ее образа - пронизывает всю картину); судорожно порывающийся стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы старик; погруженный в глубокое, трудное раздумье странник – все они живут одними мыслями и чувствами, и если открыто не протестуют, не возмущаются гонениями на нее, на веру, которую считают истинной, только потому, что в данный момент их сдерживает скорбное чувство прощания с мученицей, поклонение ее подвигу.



Народ в «Боярыне Морозовой» состоит из ярких, значительных личностей, наделенных сильными страстями, способностью глубоко задумываться над смыслом жизни.

  • Народ в «Боярыне Морозовой» состоит из ярких, значительных личностей, наделенных сильными страстями, способностью глубоко задумываться над смыслом жизни.

  • Создавая образ этой толпы, Суриков воплотил в нем свои представления о высоких свойствах народного характера, народный идеал красоты. Это красота русских девичьих лиц, русского народного творчества. Расписные дуги саней, архитектурный орнамент, расшитые шелковыми и золотыми нитями ткани, унизанные жемчугом головные уборы, с такой любовью и проникновенным пониманием изображенные Суриковым в картине, раскрывали художественную отдаленность народа.

  • Появление картины Сурикова на XV передвижной выставке в 1887 году было горячо встречено прогрессивной общественностью. «Боярыня Морозова» покоряла глубиной понимания истории, подлинным духом русской старины, неповторимой самобытностью и силой народных характеров, страстным призывом к подвигу во имя идеала, красотой живописи.

  • «Суриков - просто гениальный человек, - писал по поводу «Боярыни Морозовой» В.В. Стасов.- Подобной исторической картины у нас не было во всей нашей школе…Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один живописец никогда не трогал. Ему равны только «Борис Годунов», «Хованщина», и «Князь Игорь»

  • .



Сочинение по прочитанному тексту Е.О. Каменевой «Твоя палитра» и по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» уч-ся

  • Сочинение по прочитанному тексту Е.О. Каменевой «Твоя палитра» и по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» уч-ся

  •  

  • Искусство ничем не заменимо. Оно дает людям живое знание о жизни, знание цельное и глубоко нравственное. Искусство сближает людей, приобщает их к подлинным ценностям, раскрывает красоту и богатство человеческой души. Это и делает его источником ни с чем не сравнимого нравственного воздействия.

  • Жизнь – основной и единственный источник искусства. Значит, нужно хорошо знать историю своего народа. Без изучения истории нет и не может быть полноценной живописи. Этот принцип хорошо сформулирован в тексте Е.О. Каменевой «Твоя палитра», в котором рассказывается об истории создания картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»: «Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху, в которую происходило событие»

  • Автор текста Е.О. Каменева подробно рассказывает, как тщательно изучал историю живописец.

  • Этот принцип хорошо сформулирован в высказывании В.И. Сурикова, шутливом по форме, но совершенно серьезном по смыслу: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял»



К завершению работы над картиной он прошел через долгий, тернистый путь создания десятков эскизов, сотен этюдов и набросков с натуры. Е.О. Каменева восклицает: «А сколько Суриков работал над образом каждого героя картины!»

  • К завершению работы над картиной он прошел через долгий, тернистый путь создания десятков эскизов, сотен этюдов и набросков с натуры. Е.О. Каменева восклицает: «А сколько Суриков работал над образом каждого героя картины!»

  • Уже в натурном этюде художник искал основу образа, который был задуман в картине. Его этюды – не пассивная фиксация внешних черт натуры, а в значительной мере цельный и завершенный художественный образ. Таков, например, удивительно эмоциональный, вдохновенный этюд «Голова боярыни Морозовой», которую он писал с одной начетчицы – старообрядки с Урала. Но даже тогда, когда этюд с натуры полностью удовлетворял художника, он не останавливался на достигнутом. Перенося его на картину, Суриков слегка, порой незаметно для зрителя, изменял отдельные черты, выражение глаз, линию носа, подбородка. И уже окончательно исчезло впечатление от натурщика. «По первому этюду художник создал потом другой, окончательный вариант, который хранится в Третьяковской галерее. Он называется «Голова боярыни Морозовой». Суровое лицо боярыни будто освещено внутренним огнем,- пишет Е.О.Каменева.



Полнокровной жизнью живут на его холстах персонажи далекой истории. У зрителя не остается ни малейшего сомнения в том, что перед ним действительно фанатичная раскольница XVII века Феодосия Морозова.

  • Полнокровной жизнью живут на его холстах персонажи далекой истории. У зрителя не остается ни малейшего сомнения в том, что перед ним действительно фанатичная раскольница XVII века Феодосия Морозова.

  • Создавая картину, Суриков вначале писал толпу, а после – боярыню Морозову. Используя излюбленные народом сочетания цветов, художник представил на фоне заснеженной улицы пеструю, красочную толпу. Рефлексы, которые возникают от взаимодействия ярких одежд людей между собой и со световоздушной средой, богато разработанные художником, усиливают игру чистых, радужных красок картины. Это делает «Боярыню Морозову» похожей на многоцветный ковер работы народных мастеров. И в эту звучную, радостную колористическую гамму полотна резким диссонансом врывается черный цвет, сконцентрированный в одеждах боярыни Морозовой и вкрапленный в ряде мест изображения народа. Диссонанс этот подчеркивает трагическое звучание образа Морозовой, вносит ноту глухой тревоги и скорби в колористическое решение толпы.

  • «Есть нечто великое в человеке,- писал по поводу образа Морозовой В.Г.Короленко,- идущем сознательно на гибель за то, что он считает истиной. Такие примеры пробуждают в нас веру в человеческую природу, поднимают душу».

  • По возвращении из Москвы на родину, в Красноярск, В.И.Суриков создает картины «Взятие снежного городка» (1891), «Покорение Сибири Ермаком» (1895), и «Переход Суворова через Альпы» (1899), которые показывали славные подвиги народа, его героические дела.



Автор текста «Твоя палитра» Е.О. Каменева стремится донести до читателя мысль об оригинальности замысла художника. Рассказывая о манере работы В.И. Сурикова над картиной» Боярыня Морозова», она прибегает к____________________(Там, в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много,,, Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать).______________ Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использует (А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!) Чтобы расставить смысловые акценты и подчеркнуть трагичность происходящего, автор употребляет_____________ (В центре композиции Суриков изобразил боярыню Морозову, сидящую в санях. Сила выразительности этого образа такова, что он не растворяется в массе людей, не подавляется ею, сохраняя свое ведущее положение по отношению к изображаемой толпе).

  • Автор текста «Твоя палитра» Е.О. Каменева стремится донести до читателя мысль об оригинальности замысла художника. Рассказывая о манере работы В.И. Сурикова над картиной» Боярыня Морозова», она прибегает к____________________(Там, в переулке всегда были глубокие сугробы, и ухабы, и розвальней много,,, Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать).______________ Для усиления эмоционального воздействия на читателя автор использует (А сколько Суриков работал над образом каждого героя своей картины!) Чтобы расставить смысловые акценты и подчеркнуть трагичность происходящего, автор употребляет_____________ (В центре композиции Суриков изобразил боярыню Морозову, сидящую в санях. Сила выразительности этого образа такова, что он не растворяется в массе людей, не подавляется ею, сохраняя свое ведущее положение по отношению к изображаемой толпе).

  • Описывая фигуру боярыни Морозовой, автор обращается к ____________________. (Неподвижный взгляд Морозовой устремлен в пространство, охватывая толпу. Ее поднятая рука с двуперстным знамением- символом веры- высоко парит над головами людей. Это кульминационная точка всей композиции). Мысль о том, что, изображая драматический эпизод борьбы старообрядцев, Суриков стремился раскрыть отношение народа к происходящему, утвердить красоту подвига во имя идеи, подчеркивается с помощью _______________. (Черный силуэт Морозовой отчетливо рисуется на фоне белого снега, саней, пестрых одежд….) Убеждая читателя в том, что основной эмоциональный фон картины- скрытое смятение чувств, потрясение, автор прибегает к ________________. (В толпе, запрудившей улицу в ожидании саней с боярыней Морозовой, очень мало любопытных, зевак, противников боярыни)

  • Ключ: 3-лексический повтор,

  • 7-риторическое восклицание,

  • 6-метафора,

  • 4-антитеза,

  • 2-однородные члены.

  •  



Результаты опроса учащихся о целесообразности проведения ЕГЭ

  • Результаты опроса учащихся о целесообразности проведения ЕГЭ





Похожие:

Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconМоу «Масловская средняя общеобразовательная школа» моу «Масловская средняя общеобразовательная школа»
Задача: правильно выбрать различные материалы и пробудить интерес к более широкому и глубокому изучению
Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №27» г. Астрахани
Моу «Средняя общеобразовательная школа №27» г. Астрахани Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве....
Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconПсихолого-педагогическое сопровождение одаренных детей мобу медведевская средняя общеобразовательная школа №3
Мобу «Медведевская средняя общеобразовательная школа №3 им 50-летия Медведевского района»
Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconПрезентация моу «Речицкая средняя общеобразовательная школа». Брянской области Почепского района Образовательная карта района
Моу «Речицкая средняя общеобразовательная школа» функционирует с 1 сентября 1996 года. До этой даты она функционировала в статусе...
Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №12 г. Томска
Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №12 г. Томска муниципальное общеобразовательное учреждение,...
Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Знакомство с героями поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча» Объяснение названий растений и животных. Что эти названия "рассказывают" о своих хозяевах?
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Бирюча»
Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconТехнология проектного обучения моу средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева
Моу «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Л. Н. Гумилева проект замысел переустройства того или иного участка действительности...
Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Люди сами творят чудеса. Они так к ним привыкают, что перестают видеть в них что- либо чудесное
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского»
Мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 мкоу здвинская средняя общеобразовательная школа №1 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Проект Полетим к «Заветной мечте»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница