Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология




НазваниеТема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология
Дата конвертации29.05.2013
Размер446 b.
ТипЛекции


История педагогики

  • Регистрационный номер: МП 00012-07

  • Рекомендовано: МСФ и МОУ


тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология



Преподаватели кафедры педагогики: Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.



  • Предмет истории педагогики составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.



  • История педагогики давно включена в содержание педагогического образования. К 19-му столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания.



  • История педагогики призвана решать ряд научно-теоретических и социально-практических задач:



  • - изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;



  • - выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства, которые разработали поколения прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь демократизации воспитания с общественным прогрессом и необходимость соответствия воспитания особенностям психофизического развития личности;



  • - раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи;



  • - на каждом этапе социально-исторического развития представлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики;



  • Взаимосвязь истории педагогики с другими науками характеризуется тем, что ее содержание включает как педагогические, так и обществоведческие знания.



  • Она связана не только с теорией педагогики, но и с историей общества, с историей культуры, с историей смежных наук – философии, психологии, частных методик.



  • Курс истории педагогики делится на следующие разделы:



  • - воспитание в первобытном обществе;



  • - школа и воспитание в древнем мире и античную эпоху;



  • - воспитание и школа в эпоху Средневековья и Возрождения;



  • - школа и педагогика в новое время;



  • - школа и педагогика в новейшее время;



  • Историческое сознание открывает учителю и ретроспективу педагогических средств, и перспективу их творческого обновления в осознанно проектируемой воспитательной деятельности.



  • Историко-педагогическая образованность позволяет учителю ориентироваться в сложной панораме современных подходов к педагогическому процессу, обогащает палитру имеющихся в его распоряжении средств, стимулирует свободу педагогического творчества и маневра.



  • Историческое сознание как профессиональное качество учителя является историческим аспектом его мышления, и активное проявление этого качества относится к одной из закономерностей педагогической деятельности.



тема лекции: Философы Древней Греции о воспитании

  • Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель



Преподаватели кафедры педагогики- Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.



В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки – философии. Цель воспитания – гармоничное развитие индивидуальности.



Основные педагогические идеи получили отражение у учениях античных мыслителей: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля



Демокрит (460-370 гг. до н.э.)



На основе своей атомической теории выдвинул материалистическую концепцию развития личности.



Огромное значение придавал среде, примеру взрослых, воспитание «доводами».



Считал необходимым сообразовывать воспитание с природой ребенка.



Выступал за включение труда в воспитание.



Был уверен, что в воспитании без элементов принуждения не обойтись.



Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравственных поступках.



Мудрость дает три плода: возможность хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать



Платон (427-347 гг. до н.э.)



Основные труды:

  • Государство

  • Законы

  • Диалоги



На основе своей философии создал первую теорию воспитания, в которой государство является доминирующим и определяющим фактором.



Цель идеального государства (состоящего из 3 разрядов граждан: философов, воинов, ремесленников, землевладельцев) – приближение к высшей идее блага, осуществляемое воспитанием.



Цель воспитания – всегда заключается в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан.



Платон первым попытался определить основные педагогические понятия.



Воспитание – воздействие взрослых на детей , формирование в них добродетели; учение – приобретение знаний посредством наук.



Разработал теорию разделения природы на мир идей и мир вещей и явлений.



Знание есть постижение мира идей посредством мира чувств и души.



Предложил систему организации общественного воспитания, разработал возрастную периодизацию.



Впервые представил воспитание маленьких детей в системе.



Создал систему музыкально-гимнастического воспитания.



К методам воспитания относил:

  • Игры

  • Чтение

  • Живые устные рассказы

  • Внушение и убеждение

  • Упражнение в плясках и песнопениях



Особое внимание уделял примеру старших для младших, которые своими поступками и образом жизни станут самой лучшей школой нравственности для них.



Внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции – все науки надо преподавать «играючи», а не насильно.



«Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям». Роль государства в формировании семьи является определяющей.



Аристотель (384-322 гг. до н.э.)



Основные труды

  • Политика

  • Афинская политика (обществ. полит. науки)

  • Физика (естественные науки)

  • Этика

  • Поэтика (этика и эстетика)



Педагогические идеи:

  • Воспитание – средство укрепления гос. строя. Человек в той мере человек, в какой он гражданин;

  • Для всех граждан нужно одинаковое воспитание, забота о воспитании – дело государства;

  • Природные задатки. Навыки. Разум;

  • Три стороны воспитания (физическое, нравственное, умственное).



Систематизировал все области знания своего времени.



Создал первую возрастную периодизацию в истории педагогической мысли.



Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой.



Большое внимание уделял воспитанию в раннем возрасте: «Ко всему приучать непосредственно с пеленок». Причем, воспитание детей до 7 лет – лучше в семье.



Дал общую характеристику дошкольного возраста, следуя принципу природосообразности.



Исключал физический труд из системы воспитания.



Сократ (ок.469-399 гг. до н.э.)



Знания – понятия, представления, истинные для всех, обладают универсальной ценностью и значением.





Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.



«Прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые. Добродетели, т.е. понимание того, что есть благо, могут достичь лишь благородные люди» (аристократы).



Цель воспитания – познание самого себя, совершенствование нравственности, освобождение человеческого интеллекта от всех дурных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей человека, развиваемых интересом к знаниям.



  • ирония майевтика

  • индукция определение



Ирония отрицательная часть совместного исследования: обнаружение противоречий в утверждених противника.



Майевтика положительная часть, позволяющая отыскать истину.



Индукция отыскивание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения.



Определение установление родов и видов и их соотношений.



Сократический метод, направленный на обнаружение истины путем беседы, спора, полемики, явился источником субъективной диалектики, диалектического способа мышления.



тема лекции: Воспитание и образование в Древней Греции



Преподаватели кафедры педагогики- Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О. А.



Спартанская воспитательная система Цель воспитания- подготовка воинов



Мальчики до 7 лет воспитывались в семье



С 7 до 18 лет воспитание в агеллах. Руководитель – педоном





С 18 до 20 лет – перевод в эфебию



Афинская воспитательная система Цель воспитания - всестороннее гармоническое формирование личности



Мальчики до 7 лет получали домашнее воспитание



С 7 до 13-14 лет

  • школа грамматиста (чтение, письмо, счет)



С 13-14 лет переход в палестру (пятиборье, бег, прыжки, борьба, плавания, метания диска и копья)



Гимнасия (для наиболее обеспеченной молодежи)



С 18 до 20 лет переход в эфебию



тема лекции: Воспитание и образование в Древней Греции



Преподаватели кафедры педагогики- Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О. А.



Спартанская воспитательная система Цель воспитания- подготовка воинов



Мальчики до 7 лет воспитывались в семье



С 7 до 18 лет воспитание в агеллах. Руководитель – педоном





С 18 до 20 лет – перевод в эфебию



Афинская воспитательная система Цель воспитания - всестороннее гармоническое формирование личности



Мальчики до 7 лет получали домашнее воспитание



С 7 до 13-14 лет

  • школа грамматиста (чтение, письмо, счет)



С 13-14 лет переход в палестру (пятиборье, бег, прыжки, борьба, плавания, метания диска и копья)



Гимнасия (для наиболее обеспеченной молодежи)



С 18 до 20 лет переход в эфебию



тема лекции: Прогрессивные педагоги Казахстана 20-40-х гг. и их вклад в развитие педагогической науки



Преподаватели кафедры педагогики: Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.



В начале ХХ века просвещение в Казахстане вступило в новую фазу своего развития, а именно обогащение общественно- педагогической мысли Казахстана новыми педагогическими и теоретическими положениями. Видными деятелями этого периода, стали образованные и одаренные представители казахской интеллигенции Ж. Аймаутов, А. Байтурсынов, М.Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, М. Дулатов.



Аймаутов Жусипбек







Ж.Аймаутов высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, знать психологию, обладать мастерством преподавания.

  • Ж.Аймаутов высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, знать психологию, обладать мастерством преподавания.

  • Основные произведения: учебники «Тәрбиеге көмекші», ( Пособие для воспитателя), «Психология» (1926 г.).( «Пособие для воспитателей»), «Жан жүйесi және өнер талдау» ( Душа человека и выбор искусства»,1926 г.), « Пути комплексного обучения» ( 1929 г.), статья « Послеабаевские поэты» и др.



Байтурсынов Ахмет







Тщательно изучив природу казахского языка, А. Байтурсынов создал новый казахский алфавит, приняв за основу арабский, написал труд «Порядок правописания». Он систематизировал и собрал казахские термины и пословицы, сказания и песни, которые и сейчас живут в народе

  • Тщательно изучив природу казахского языка, А. Байтурсынов создал новый казахский алфавит, приняв за основу арабский, написал труд «Порядок правописания». Он систематизировал и собрал казахские термины и пословицы, сказания и песни, которые и сейчас живут в народе

  • Большая заслуга Ахмета Байтурсынова состоит в исследовании истории и теории литературы. В 1912г. Впервые им написан «Әліппе» (Букварь).

  • Основные произведения: « Порядок правописания», стихи «Сорок басен», и «Комар», «Әліппе» (Букварь), учебник «Оку кұралы» (Средство обучения), учебник «Тiл кұралы» (Средство языка).



Жумабаев Магжан



Жумабаев Макгжан (1893 – 1938) – казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей казахской литературы, педагог – просветитель. М. Жумабаев , как педагог- практик, принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания в национальной школе

  • Жумабаев Макгжан (1893 – 1938) – казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей казахской литературы, педагог – просветитель. М. Жумабаев , как педагог- практик, принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания в национальной школе



  • Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева:

  • одним из оснований педагогического процесса педагог считает его психологическое обоснование;

  • ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии;

  • факторами нравственного воспитания он считал: семья , школа, а главное личность воспитателя;

  • разработал методику интегрирования языка и литературы, определил в связи с этим средства, формы, принципы, этапы и последовательность обучения языку.



  • Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, М. Жумабаев считал, что формирование гармонической всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно-ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала.





Кудайбердиев Шакарим







Наследие его богато и разнообразно. В своих произведения он поднимает философские вопросы: о человеке, о смысле жизни, о сознании, о судьбе своего народа, о добре и зле, проблемы просвещения, нравственного воспитания – словом все важнейшие темы, волновавшие в свое время Абая Кунанбаева. Творчество Шакарима органично вошло в сокровищницу национальной казахской культуры.

  • Наследие его богато и разнообразно. В своих произведения он поднимает философские вопросы: о человеке, о смысле жизни, о сознании, о судьбе своего народа, о добре и зле, проблемы просвещения, нравственного воспитания – словом все важнейшие темы, волновавшие в свое время Абая Кунанбаева. Творчество Шакарима органично вошло в сокровищницу национальной казахской культуры.

  • Основные произведения: «Три истины», стихотворение «Жастарға», ( К молодежи), «Истина и правда», «Қазак айнасы», (Казахское зеркало), «Мұсылман шарттары» (Мусульманские условия).



Дулатов Мыржакып



Дулатов Мыржакып

  • Мыржакып Дулатов (1885-1935) – замечательный поэт, писатель, переводчик, журналист, педагог.

  • Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа и призывал к его освобождению.



Основные педагогические идеи М. Дулатова:

  • Основные педагогические идеи М. Дулатова:

    • Воспитание подрастающего поколения, должно строиться в духе любви к родному языку, национальной культуре, традициям;
    • Доказал преимущества арабской письменности, так как все культурное наследие стран Востока написано на арабском языке;
    • Считал необходимым в воспитании гуманистическое, нравственное начало;
    • В учебнике по арифметике учел национальные психологические особенности казахского народа;
    • Развил идеи Ы.Алтынсарина о просвещении, уделял большое внимание проблемам учебно-воспитательной, методической работе.


Основные произведения:

  • Основные произведения:

  • «Оян қазақ» ( «Проснись казах», 1909г.),

  • «Есеп кұралы» («Пособие по арифметике») в двух частях (1922), Роман « Бақытсыз Жамал»

  • («Несчастная Жамал»), стихотворения:

  • « Жастарға» («К молодежи», 1907г.) , «Оян қазақ» («Проснись казах», 1909г.)



тема лекции: Педагогические идеи и просветительская деятельность Ибрая Алтынсарина



Преподаватели кафедры педагогики: Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.



В истории развития духовной культуры казахского народа вторая половина ХIХ века была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура просвещения. Ее главным классическим представителем стал Ы.Алтынсарин.

  • В истории развития духовной культуры казахского народа вторая половина ХIХ века была переломной. Именно в это время в Казахстане возникла и получила развитие культура просвещения. Ее главным классическим представителем стал Ы.Алтынсарин.



Алтынсарин Ыбрай



Ыбрай Алтынсарин ( 1841-1889) вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.

  • Ыбрай Алтынсарин ( 1841-1889) вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.

  • Ы.Алтынсарин всю свою жизнь посвятил просвещению родного народа. Создавая советские народные школы, он научно разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия.



Ы.Алтынсарин руководствовался демократическими и гуманистическими принципами при работе над первыми учебниками.

  • Ы.Алтынсарин руководствовался демократическими и гуманистическими принципами при работе над первыми учебниками.

  • В «Киргизской хрестоматии» ( 1879) содержалось множество сведений о развитии науки, о жизни и быте разных народов. На простых и ярких примерах Алтынсарин показывал, что хорошо в жизни и что плохо. Особенность книги состоит в том, что педагог отстаивал в ней жизнеспособность и право на развитие родного языка. По «Киргизской хрестоматии» Алтынсарина учились почти все, кто получил образование до революции.









Педагогическая деятельность Ы. Алтынсарина:

  • Педагогическая деятельность Ы. Алтынсарина:

  • Открывает двухклассные центральные училища, работающие по учебному плану и программам уездных училищ;

  • Разрабатывает и открывает волостные и аульные школы;

  • В 1887 году открывает первую школу для девочек-подростков;

  • Ы. Алтынсарин положил начало профессиональному образованию. В 1883 г. Им было создано Тургайское ремесленное училище, Оренбурская учительская семинария, Кустанайское сельскохозяйственное училище. Всего за годы деятельности им было создано 12 русско – казахских училищ разного типа.



Основные произведения: «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), «Киргизская хрестоматия» (1879), «Мактубат» (1883), «Шариати ислам» (1887), рассказы: «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Вред лжи» и др.

  • Основные произведения: «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» (1879), «Киргизская хрестоматия» (1879), «Мактубат» (1883), «Шариати ислам» (1887), рассказы: «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Вред лжи» и др.



тема лекции: Организация детского коллектива в педагогической теории и практике А.С. Макаренко



Преподаватели кафедры педагогики: Мышко Н.С. Изделеуова А.Б. Кадырбаева А.К. Громова О.А.



Макаренко Антон Семенович



В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным и городским училищами. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926 переведена под Харьков). В 1927 организует детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается литературной работой.



В труднейших условиях хозяйственной разрухи, Антон Семенович разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде.



Важная заслуга А.С.Макаренко состоит в разработке таких законов и принципов организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:



Закон параллельного действия – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый человек ответственен перед своим коллективом. Одним из важных факторов реализации этого закона - общественное мнение, которое может служить единственным орудием (инструментом воздействия) и губительным оружия(инструментом устрашения, подавления, насилия).



Закон развития (движения) коллектива- «Формы бытия свободного человеческого коллектива-движения вперед, форма смерти -остановка»; коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

  • Закон развития (движения) коллектива- «Формы бытия свободного человеческого коллектива-движения вперед, форма смерти -остановка»; коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.









Принцип педагогической целесообразности – отбор содержания жизни, деятельности и общения коллектива должен непременно быть обусловлен целями и задачами воспитания.



Принцип целостности процесса воспитания – «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически.., - писал А.С.Макаренко. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным иотрицательным, решающим моментом является не прямая логика,а логика а действие всей системы средств, гармонически организованных».

  • Принцип целостности процесса воспитания – «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически.., - писал А.С.Макаренко. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным иотрицательным, решающим моментом является не прямая логика,а логика а действие всей системы средств, гармонически организованных».



Принцип ответственной зависимости – положения связанные с организацией правильного тона и стиля отношений в коллективе, эстетикой воспитания.





Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определенный путь качественных преобразований А.С.Макаренко выделяет на этом пути несколько этапов ( стадий) развития коллектива, рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требования и инициативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во- вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

    • Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определенный путь качественных преобразований А.С.Макаренко выделяет на этом пути несколько этапов ( стадий) развития коллектива, рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требования и инициативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во- вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.






Похожие:

Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconЛекция Предмет, принципы и задачи экономики домашнего хозяйства
Лекция Предмет, принципы и задачи экономики домашнего хозяйства План лекции. С чего начинается семейная экономика. Эволюция взглядов...
Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconПедагогика педагогика как наука. Объект и предмет педагогики
Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики Педагогика свое название получила от греческого слова «пайдагогос» («пайд» дитя;...
Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconТема Введение. Предмет, задачи и структура дисциплины. Ключевые понятия дисциплины: стандартизация, метрология и сертификация

Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconТема финансовая система россии в XVIII веке тема финансовая система россии в XVIII веке
Предмет: «История финансов» Просалова Вероника Сергеевна, старший преподаватель
Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconСодержание лекции: Содержание лекции
Решение любой задачи математического программирования (в том числе нелинейного) можно свести к решению задачи нелинейного программирования...
Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconГеография туризма Предмет по выбору для учащихся 10- 11 классов
Предмет «География туризма». Предмет и задачи исследования География туризма отрасль географии, изучающая территориальные аспекты...
Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconТема Методология педагогического исследования
Начнем с того, что педагогическая деятельность, по своей природе, сложна и многогранна
Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconПедагогическая теория Коменского Автор: Стрелкова Л. С
Проект рассчитан на студентов 3 курса естественного факультета, кафедра педагогики, в рамках предмета история образования
Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconИстория техники тема 8 История механики машин

Тема лекции: История педагогики, предмет, задачи, методология iconПлан работы по созданию и использованию
Тема моего проекта можно использовать при изучении темы Преобразования ( предмет геометрия). Эта тема изучается в 9 классе, с углубленным...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница