Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров




НазваниеПолитика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров
Дата конвертации29.05.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации


Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике

  • Александр Сунгуров

  • Курс «Теория политики»

  • Тема 3


Структура презентации

  • 1. Политика – многозначность понятия и варианты перевода

  • 2. Политика как деятельность государства и как участие гражданского общества

  • 3 Современное понимание политики

  • 4. Эволюция идей в политике

  • 5. Три аспекта (измерения) политики



1. Что мы понимаем под политикой?

  • Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству.

  • Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки,

  • можно говорить о школьной политике городской или сельской общины т политике правления, руководящего корпорацией,

  • наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем

  • (М.Вебер. «Политика как призвание и профессия)



Политика как сфера общественной жизни, человеческой активности и вида социальных отношений

  • Макс Вебер отмечал, что широкое понимание политического мира нужно дополнить строгим значением категории политики,

  • трактуемой как руководство государством или оказание влияния на государственное управление



Одному нашему слову «политика» в английском соответствует три:

  • Polity - формальное и неформальное становление политического порядка, политический строй – близко к «политическая система», «политическая сообщество»

  • Politics – арена и процесс политической борьбы за завоевание и удержание власти

  • Policy - политическое воздействие на социальные процессы, программа решение существующих проблем, политический курс, сознательно выработанная стратегия в этой области (социальная политика и т.д)



Еще варианты трактовки перевода (по А.А.Дегтяреву)

  • во-первых, это собственно политическая сфера (politics),

  • во-вторых, политический строй (polity), что очень близко к понятию политической системы, ее институционального устройства, и, наконец,

  • в-третьих, это 'policy', обозначающее политический курс, своего рода сознательно выработанную политическую линию или стратегию.



2. Политика как деятельность государства и как участие гражданского общества

  • 2.1. Политика как деятельность государства

  • Представления Платона и Аристотеля о природе политического и границах сферы политики открывают как бы первый этап,

  • условно говоря, 'государствоцентристский', в длительной эволюции воззрений на политику.

  • Аристотель достаточно четко проводит идею о том, что политика это, прежде всего, государство, а

  • сфера политического есть сфера государственных отношений ('государственного общения', общения между 'политическими людьми' по поводу ведения общественных дел) и государственного управления



Город-полис стал реальной основой для построения политической модели

  • У Платона и Аристотеля.

  • В нем еще нет четкого расчленения функций и элементов государства и общества.

  • Каждый гражданин полиса выступает как бы в двух ипостасях, ролях: и как частное лицо, входящее в городскую общину (и в силу этого политика приобретает черты как бы 'антропоморфные', поскольку является отношением человека к миру и другим людям),

  • и как участник государственно-публичной жизни, влияющий (а нередко и определяющий) на процесс управления и принятия решений.



Синкретичное представление о политике

  • - сложная смесь мифологических, теологических, экономических, этических и политических идей

  • как государственной жизни или жизни посредством государственного общения между людьми (становящимися 'людьми политическими' в силу этого) становится доминирующим на протяжении практически двух тысячелетий

  • мир политики - это прежде всего область государственного управления гражданами или подданными.



Политика как взаимодействие гражданского общества

  • Следующий период в эволюции ) представлений о политике связан с некоторым смещением центра внимания с собственно внутригосударственных отношений и институтов на

  • анализ взаимодействия государства и гражданского общества

  • С XVII по XIX век, от Б. Спинозы и Дж. Локка до Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса, взаимное влияние государства и гражданского общества в различных вариациях находится в центре проблемного поля политики.



Дж. Локк замечает по этому поводу

  • что под государством он понимает не какой-то тип устройства, или форму правления, а

  • «независимое сообщество» людей, которое создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности.

  • Дж. Локком используется даже специальный термин «политическое общество», который шире понятия «государство», поскольку он включает в него

  • все виды добровольных союзов и соглашений людей при выборе своих способов и форм правления



В XVIII веке Ш. -Л. Монтескье вводит в оборот анализа

  • также и внесоциальные условия политики,

  • расширяя тем самым диапазон ее видения и понимания (географические, климатические, демографические и др.)

  • Природа основных политических форм и режимов у него, таким образом, зависит от размеров территории, то есть от пространства распространения государственной власти:

  • республика требует небольшой территории, иначе она не удержится;

  • монархическое государство должно быть средней величины,

  • а обширные размеры империи есть предпосылка для деспотического управления



Если в Средние века и эпоху Возрождения

  • главными действующими фигурами выступают лидеры, вожди и аристократическая элита общества, монархи и высшее дворянство

  • (далее Н. Макиавелли говорит еще о различных слоях флорентийского общества лишь как о неком фоне и трамплине для придания энергии и скорости деятельности 'государей'),

  • то после Английской революции (XVII в.) и Великой французской буржуазной революции (XVIII в.), под влиянием идей Ж. -Ж. Руссо и других мыслителей,

  • в анализ политической сферы вовлекаются классы бедноты, широкие массы народа



В конце XVIII - начале XIX века в ряде стран Европы и Северной Америки

  • формироваться первые профсоюзы и политические партии, избирательные и партийные системы, которые также расширяют понимание негосударственной области политической жизни.

  • Все это подготовило почву и необходимые предпосылки для складывания современных концепций политики

  • Этот этап можно обозначить как социоцентристский, когда политика в основном сводится к классовым или иным социальным отношениям



3. Современное понимание политики

  • 3.1. Марксистская теория, середина XIX века

  • 3.2. Конфлитологические теории политики

  • 3.3. Политика как общественное предприятие (Макс Вебер)

  • 3.4. Структурно-функциональные концепции

  • 3.5. Бихевиоризм

  • 3.6. Коммуникативная концепция

  • 3.7. «Постмодернистское» понимание политики



3.1. Марксистская теория, середина XIX века

  • выступила в качестве некоего 'моста', обеспечившего линию преемственности в понимании политической сферы между классическими концепциями прошлого и современными ее интерпретациями

  • Концепция политической сферы (или 'политической надстройки') в классическом марксизме исходит из нескольких предпосылок



Марксистское понимание политической сферы

  • 3.1.1. «Экономическая редукция»

  • 3.1.2. Классовая борьба как основа политики

  • 3.1.3. Политика как организованное насилие и классовое господство



3.1.1. «Экономическая редукция»

  • Сведение базовых механизмов функционирования политики к ее экономическим детерминантам, например, к материальным интересам людей, участвующих в процессе производства и обмена.

  • К. Маркс пишет о том, что политика это проявление экономического потенциала (Politik als ekonomische Potenz), поскольку в структуре общественной формации

  • «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовные способы жизни вообще»



Активная роль политической надстройки

  • все же упоминается классиками марксизма наряду с определяющей ролью экономического базиса.

  • Этот момент особо подчеркивается Ф.Энгельсом в последние годы жизни в его письмах 90-х гг. XIX в.



3.1.2. Классовая борьба как основа политики

  • Политика связана с разрешением антагонистических противоречий между классами, имеющими прямо противоположные экономические интересы,

  • что проявляется в форме классовой борьбы и социальных революций

  • За любым политическим действием, явлением политической жизни стоят те или иные 'интересы' тех или иных 'классов': рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных крестьян, буржуа и пролетариев.



3.1.3. Политика как организованное насилие

  • 3. Организованное насилие и классовое господство – основа всякой политики и государственной власти в условиях антагонистического общества

  • Именно такое видение политической сферы было едва ли не единственным в нашей стране в период СССР

  • «Если враг не сдается, его уничтожают»



Музей политической истории. Тарелка фарфоровая, 1918 г., роспись С.В.Чехонина



Проблемы марксизма в объяснении политических процессов

  • Слабый учет (или его отсутствие) социально-психологических, и социо-культурных правовых и особенно демографических и биологических факторов

  • Так, исходя лишь из экономических причин, нельзя понять механизмы консервации в политической жизни тех или иных институтов, например, конституционных монархий в таких развитых странах, как Великобритания, Швеция, Бельгия или Япония.

  • В жизни часть социокультурный, идеологический и политико-психологический компоненты превалируют над чисто материальными мотивами



3.2. Конфлитологические теории политики

  • Марксистские взгляды на политику как проявления классовой борьбы (Klassenkampf)

  • повлияли на возникновение теории расовой борьбы (Rassenkampf) австрийских ученых Л. Гумпловича и Г. Ратценхофера,

  • на становление многих конфликтологических концепций политической сферы

  • К. Шмитт, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.



Политика, к примеру, по К. Шмитту, представляет собой

  • особый тип социального отношения 'врага-друга', 'вертикальную ось', как бы проникающую сквозь всю общественную структуру, и, в частности, экономическую и духовно-культурную жизнь,

  • другими словами, специфическую форму соединения или разъединения людей



'Политическое,- пишет К. Шмитт,-

  • может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей;

  • политическое не означает никакой собственной предметной области но только степень интенсивности, ассоциации или диссоциации людей,

  • мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или в культурном смысле), хозяйственными или же мотивами иного рода и, в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разъединения'



В юриспруденции Карл Шмитт был

  • сторонником теории деционизма (лат. Decision – решение),

  • в основе которой положение о том, что в государстве определяющее значение имеет решение, а не право (норма), призванное регулировать стабильные и привычные ситуации и отношения

  • (эти «нормальные», в обыденном смысле, ситуации являются целью государственной политики);

  • более того, при интерпретации права следует руководствоваться социальными и политическими реалиями;

  • в этом заключается принципиальное отличие деционизма от нормативистской школы Ганса Кельзена (1881-1973) и либерального плюрализма Гарольда Ласки (1893-1950)



3.3. Политика как общественное предприятие

  • Макс Вебер: политика является особым видом человеческой деятельности

  • так же как и экономика, связанная с хозяйственной деятельностью.

  • Она представляет собой, с одной стороны, предприятие, аппарат легитимного господства (Herrschaftsbetrieb), а с другой, специфическую профессиональную деятельность (Politik als Beruf), пронизывающую всю общественную жизнь.

  • Все общество и люди делятся на:

  • Политиков по случаю

  • Политиков по совместительству

  • Профессиональных политиков



Политика как сфера общественной жизни

  • формируется лишь с возникновением государственно-административного аппарата как 'штаба политического предприятия' всего общества, а также с

  • обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти.

  • Отсюда – внимание к бюрократии и ее влиянию на политику



3.4. Структурно-функциональные концепции

  • Веберовская модель политики как общественного предприятия как определенной макросоциальной структуры, в которой всем гражданам задается то или иное место и роль во властных отношениях,

  • повлияла на современные структурно-функциональные подходы к интерпретации политики и, в частности, на системную концепцию Т. Парсонса:

  • Общественная система состоит из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию: 1) экономика- адаптации к внешней среде; 2) политика - целедостижения; 3) право - интеграции и 4) культура - 'латентного' поддержания стереотипов и образцов.



3.5. Бихевиоризм

  • В отличие от Т. Парсонса, видящего политику как к своего рода 'макромир'

  • классики бихевиорализма (Ч. Мерриэм, Г. Лассуэлл, Дж. Кэтлин и др.) подходят к политической жизни скорее индуктивно.

  • По их представлениям, она складывается из совокупности политических действий и взаимодействий отдельных индивидов, то есть как бы из суммы векторов индивидуального политического поведения.

  • Индивиды вступают между собой в отношения власти, их индивидуальные установки составляют основу целостной динамики политической жизни, которая поэтому становится совокупным движением 'политических атомов', соединяющихся и разъединяющихся, сталкивающихся и борющихся и т. д.



Бихевиоралистский подход заложил

  • целую теоретико-методологическую традицию интерпретации политики на уровне ее микросоциальных механизмов.

  • Политическая сфера понимается в этом случае, прежде всего, как совокупная политическая активность индивидов,

  • формирующаяся из отдельных действий и взаимодействий (или в терминологии американских политологов 'акций' и 'интеракций'), то есть

  • макрополитический срез общества есть интегральная 'сумма' всех микрополитических жизней индивидов



В рамках этой методологической парадигмы были разработаны:

  • концепция обмена ресурсами на политическом рынке,

  • игровая модель политики, опирающаяся на математическую теорию игр, и наконец,

  • популярная в настоящее время в западной политологии теория 'рационального выбора'

  • Во всех трех, подходах, политика предстает как совокупность поведений и отношений между акторами (или агентами, субъектами),



При этом политика интерпретируется как:

  • как политический рынок (Питер Блау, р. 1918), где идет обмен контролируемыми ресурсами,

  • либо как политическая игра (Стивен Брамс, р. 1940)

  • или как рациональный выбор политических субъектов (Моррис Фиорина, р. 1946)



3.6. Коммуникативная концепция

  • Взгляд на политику как систему коммуникаций и информационных потоков, характерен и Xанны Арендт и Карла Дойча (1950-1960 гг.).

  • Последние наиболее известные теоретические построения, рассматривающие политическую сферу как мир коммуникаций и коммуникативных действий, связаны с работами Никласа Лумана (р. 1927) и Юргена Хабермаса



Юрген Хабермас (Род. 1929):

  • Политика выражает себя через систему коммуникативных действий, которые выступают в качестве цепочки опосредований

  • например, во взаимоотношениях между капитализмом и демократией частная сфера общества сообщается с публичной через такие механизмы опросредования,

  • как деньги и власть



В одной из первых работ Хабермас

  • Рассмотрел возникновение, развитие и перспективы публичной сферы в современном мире.

  • Публичная сфера понимается как социальная арена («открытость и совместность»), на которой отдельные индивиды через общение и обоснование суждений (т.е. через многочисленные и разнообразные коммуникации) формируют нормативные ориентации,

  • Которые контролируют и оказывают рационализирующее влияние на применение государственной власти.



Французский политолог Режи Дебре (р. 1928 г.)

  • в книге «Писец. Происхождение политики» (1980) проложил в известном смысле коммуникативную модель.

  • Он считает, что политика – это треугольник «Государство – СМИ – Интеллигенция».

  • Природа одного из указанных элементов не может измениться, не переменив двух других.

  • Революция в СМИ определяет одновременно и революцию в истории данной интеллигенции, и в функционировании государства.



Основным элементом этой триады

  • Дебре считает интеллигентов, как носителей информации (государственных чиновников и политических деятелей),

  • которые в современном обществе выполняют роль церковных писцов, чья специальность в прошлом и настоящем – налаживать отношения между людьми.

  • Интеллигент есть человек коммуникации, а его функция – в основном быть политиком, т.е. посредником, связывающим людей.

  • Он видит политику как умственную деятельность, считая, что еще в момент зарождения политики ее логическим синонимом было знание.



3.7. «Постмодернистское» понимание политики (Жан Деррида,1930, Мишель Фуко)

  • Постмодернисты пытаются выйти за рамки так называемой 'рациональности модерна',

  • строя новейшую модель политики, при которой как бы разрушаются такие системообразующие параметры политической жизни, как

  • легитимность государственной власти и авторитет социального порядка, а также

  • возрастает роль групповых ценностей по сравнению с традиционными общественными нормами



  • Вся политическая материя 'декомпозируется' сквозь групповую призму восприятия политического мира,

  • с точки зрения коллективных представлений так называемых 'воображаемых сообществ' политически эмансипированных людей,

  • стремящихся сделать свободный выбор и добиться, опираясь на коллективную солидарность,

  • 'эмоциональной власти'



В рамках постмодернизма классическое понимание политики

  • как сферы регулирования человеческого общения, области, ответственной за поддержание социального порядка и управление общественными делами

  • разрушается

  • поскольку в современном постмодернистском обществе релятивизируется сам смысл общественного порядка, ценностей и целей общества,

  • а власть, институты и способы политического регулирования утрачивают четкость, ясность и определенность



Политика из формы принудительного общения

  • и механизма властного регулирования общественными делами

  • превращается в способ эмансипации от власти,

  • ухода от насилия политического модерна и обеспечения свободы выбора личности.



Однако свобода и раскрепощение также имеют пределы – иначе…



4. Эволюция идей в политике

  • Этап 1. Государствоцентристский

  • Этап 2. Политика как инструмент «общественного договора»

  • Этап 3. Социоцентристский

  • Этап 4. Человекоцентристский



4.1. Государствоцентристский этап

  • Государство, возникающее для регулирования и оптимальной организации жизни людей, предстает как носитель верховной власти над ними.

  • При этом Государство трактуется еще зачастую антропоморфно, как некая 'большая человеческая семья' (Конфуций), 'совокупность семей' (Аристотель, Боден) или 'искусственный человек' (Гоббс).

  • Для обоснования необходимости существования Государства привлекаются либо мифологические и теологические идеи о божественной воле, либо рассуждения о естественном порядке и рациональном характере государственной организации человеческой жизни.



Государствоцентристский этап

  • Вся политическая жизнь людей как бы вращается по орбите вокруг центра верховной, государственной власти.

  • Этим демонстрируется уровень развития системы социально-политических отношений, т.е. 'однополюсность', 'геоцентричность' организации политического мира,

  • в котором центральным звеном является подчинение Человека как подданного и вассала Государству как суверену и сюзерену.



4.2. Второй этап, рост роли общества

  • Политика и правила политической игры окончательно отделяются от этики и ее императивов.

  • Политика понимается как инструмент поддержания согласия и реализации некоего разумного 'общественного договора' во взаимоотношениях государства и гражданского общества.

  • Одностороннее подчинение человека установленной свыше государственной воле сменяется как бы взаимными обязательствами партнеров, когда гражданское общество и его сословия получают 'естественное право' оказывать давление,

  • а если надо, то и менять государственный режим,

  • хотя при этом Государство все еще стоит на первом месте по сравнению с Гражданином, то есть с Человеком,



4.3. Социоцентристский этап – ХХ век

  • На смену монополии единой верховной и суверенной государственной власти приходят идеи плюрализма, процесса взаимного давления различных социальных групп, делящих власть и влияние.

  • Со становлением в большинстве развитых стран системы демократических институтов меняется и сама основная парадигма видения мира политики: от 'государственного моноцентризма' к 'социальному полицентризму',

  • от единого и неделимого суверенитета Государя к участию во власти всех основных групп и слоев Граждан,

  • формально отдавая, тем самым, в историческом соревновании приоритет уже

  • Обществу и составляющим его людям, по сравнению с Государством и его институтами.



4.4. Наступающий этап

  • Во-первых, особую значимость обретает 'наднациональная' политика, что обусловлено обострением глобальных проблем

  • - экологической, угрозой ядерной катастрофы и опасности мирового терроризма, проблем истощения минеральных ресурсов и др.,

  • вызывающих к жизни различные надгосударственные структуры, межправительственные организации (ЕС, ООН)

  • и международные неправительственные объединения (движение 'Гринпис‘ и другие).



Наступающий этап – Человекоцентристский?

  • Во-вторых, особую значимость приобретают движения за эмансипацию личности,

  • пытающейся на пороге III тысячелетия максимально освободиться от традиционного государственного контроля и в качестве

  • 'Гражданина Мира' по-своему преодолеть политическое отчуждение,

  • что выражается в усилении различных институтов самоуправления,

  • подъеме альтернативных движений (консъюмеристы, феминистки) и т, д.



Роль государства в политике по прежнему значительна

  • Оно вовсе не собирается складывать оружие, что проявляется в тотальной бюрократизации и заметном усилении исполнительной власти и управленческого аппарата во всем мире.

  • Однако можно говорить о возникновении новых парадигм политики, отражающих, возможно, новое соотношение сил между Человеком и Государством,

  • Хотя пока и только в наиболее развитых странах.



5. Три аспекта (измерения) политики

  • Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:

  • 5.1. Как сфера общественной жизни

  • 5.2. Как один из многих видов активности социальных субъектов, их коллективного и социального поведения

  • 5.3. Как тип социальных отношений – между индивидами, малыми группами и большими общностями.



5.1. Политика как сфера общественной жизни

  • Элемент структуры общества в целом, его часть, занимающая определенное место и играющая определенную роль,

  • обладающая, особыми субстанциональными качествами и функциональными свойствами.

  • В марксизме политическая структура выступает в роли регулирующей 'надстройки',

  • состоящей, в первую очередь, из государственной организации,

  • обеспечивающей определенный властный 'статус-кво' для сложившейся системы отношений производства и обмена



В системном подходе, Т. Парсонса и Б. Рассела

  • политическая подсистема общества выполняет функцию целеполагания и целедостижения

  • а у бихевиориалистов (Г. Лассуэлл, А. Каплан и др.) - контроля и распределения ресурсов.

  • Начиная с Аристотеля и Макиавелли за политикой закрепляются функции согласования общих и частных интересов,

  • осуществления господства и поддержания социального порядка,

  • реализации общезначимых целей и

  • руководства людьми, регулирования ресурсами и управления общественными делами,



5.2. Политика как вид активности и социального поведения

  • В марксизме главное содержание политики – борьба за власть, за ее завоевание и удержание

  • У Макса Вебера политика – предприятие и профессиональная деятельность

  • Для бихевиориалистов - это вид социального поведения индивидов или групп,

  • характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании.

  • Для сторонников теории рационального выбора основа политики – целерациональное поведение



5.3. Политика как тип социальных отношений

  • Политика включается в сложную сеть социальных отношений и связей (социальных 'взаимодействий' и 'коммуникаций') в качестве одного из многих их типов.

  • Уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения, а

  • Макиавелли рассматривает политическую жизнь как многообразные отношения противоборства по отношению к государству и власти различных социальных субъектов:

  • государей и народа, партий и сословий.



Французские историки периода Реставрации

  • (О. Тьерри и др.) и марксисты трактовали политику как отношения классов по поводу государственной власти.

  • В XX веке разрабатываются, вслед за концепциями борьбы классов и рас, парадигмы 'конфликта-консенсуса', объясняющие политику как тип конфликтно-согласительных отношений в обществе (К. Шмитт, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг и др.),

  • а также концепции институционально-властных отношений, понимающих политику как интегратор социальной и политической жизни (Ж. Бюрдо, М. Дюверже и др.).



Персоналии

  • Конфуций (ок. 551 – 479 гг. до н.э.)

  • Платон (427-347 гг до н.э.)

  • Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.)

  • Н. Макиавелли (1469-1527)

  • Жан Боден (1530-1596)

  • Т.Гоббс (1588 - 1676)

  • Дж. Локк (1632-1704)

  • Б. Спиноза (1632-1677 гг.).

  • Ш. -Л. Монтескье (1689-1755)

  • Ж. -Ж. Руссо (1712-1778)

  • Г.В.Ф. Гегель (1770-1831)

  • Огюстен Тьерри (1795-1856)



Персоналии-2

  • К. Маркс (1818-1883)

  • Ф.Энгельс (1820-1895)

  • Л. Гумплович (1838–1909)

  • Густав Ратценхофер (1842-1904)

  • М.Вебер (1864-1920)

  • Бертран Рассел (1872-1970)

  • Чарльз Эдвард Мэрриам (1874-1953)

  • Ганс Кельзен (1881-1973)

  • Карл Шмитт (1888 -1985)

  • Гарольд Ласки (1893-1950)

  • Джордж Кэтлин (1896 – 1979)

  • Т. Парсонс (1902 – 1979)



Персоналии-3

  • Г. Лассуэлл (1902-1978)

  • Xанна Арендт (1906 – 1975)

  • Кеннет Боулдинг (1910-1993)

  • Карл Дойч (1912-1992)

  • Льюис Козер (р. 1913)

  • М. Дюверже (род. 1917)

  • Питер Блау (р. 1918)

  • Абрахам Каплан (1918-1993)

  • Мишель Фуко (1926-1984)

  • Никлас Луман (р. 1927)

  • Режи Дебре (р. 1928 г.)

  • Юрген Хабермас (Род. 1929)



Персоналии-4

  • Ральф Дарендорф (1929)

  • Жан Деррида (1930)

  • Стивен Брамс (р. 1940)

  • Моррис Фиорина (р. 1946)

  • Жорж Бюрдо

  • А.А.Дегтярев



Монастырь «Нилова пустынь» с территории «Селигера-2008»



Похожие:

Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconЛекция 20. Политическое развитие и модернизация
Политическое изменение и политическое развитие Политический процесс как динамическая характеристика политики существует в виде политического...
Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconКонцепции власти и властных отношений Александр Сунгуров
Власть объединяет все наши обязательства и действия, которые могут и должны помочь нам достичь взаимосогласованных целей
Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconПолитические изменения Александр Сунгуров
Природа политического изменения Процесс воспроизводит систему, а изменение и развитие не просто преобразование внутренних свойств...
Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconIgor studennikov center for Regional Studies, Odessa, Ukraine
Трансграничное сотрудничество как интсрумент интеграции Украины в европейское сообщество и европейская политика соседства
Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconПолитический процесс и политические режимы Александр Сунгуров
...
Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconСоблюдение прав человека и правозащитное движение в современной России. Александр Сунгуров
Курс «Развитие правозащитного движения в СССР и современной России и проблемы толерантности»
Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconКонцепция прав человека: влияние нормативной теории на реальную политику Александр Сунгуров
Они соотносятся с широким континуумом ценностей, и в некотором смысле равно присущи всем человеческим существам Британская энциклопедия,...
Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconЛекция Политический анализ: основные понятия и определения Александр Сунгуров Курс «Введение в политический анализ» Структура лекции
Практически-прикладном Первое, теоретико-фундаментальное, измерение политанализа
Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconПлан урока. Император Николай II. Консерваторы и либералы. «Зубатовщина». П. Д. Святополк-Мирский и его проекты. Национальная политика
Выделите консервативные и либеральные черты в политике царизма на рубеже 19-20 веков?
Политика и политическое сообщество. Эволюция идей в политике Александр Сунгуров iconМузеолог история Политика. Технология и планирование установки. После просмотра презентации вы узнаете
Политике внедрения Музеолог, обосновании, целях и задачах программного обеспечения
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница