Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение




НазваниеТретья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение
Дата конвертации25.04.2013
Размер445 b.
ТипСочинение



Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение.

  • Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение.

  • Это сочинение пишется на основе текста, который представлен для анализа в варианте работы.

  • Это небольшая по объёму работа (не менее 150 слов)

  • По своему типу это сочинение-рассуждение.



По первым трём критериям (К1 – К3) оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С1) проверяются умения ученика анализировать текст:

  • По первым трём критериям (К1 – К3) оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С1) проверяются умения ученика анализировать текст:

  • 1) определять тему текста, формулировать проблему;

  • 2) комментировать её;

  • 3) выявлять позицию автора



1. Написать вступление.

  • 1. Написать вступление.

  • 2. Сформулировать основную проблему, поставленную автором текста.

  • 3. Прокомментировать её.

  • 4. Изложить авторскую позицию по рассматриваемой им проблеме.

  • 5. Изложить свое мнение по заявленной позиции автора.

  • 6. Привести 2 аргумента, доказывающих убедительность точки зрения пишущего сочинение.

  • 7. Написать заключение (желательно композиционно связанное со вступление), в котором должен быть вывод.

  • 8. Спокойно, тщательно проверить сочинение.



Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

  • Прежде чем писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

  • М. Горький

  • Тема – положение, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют.

  • В.И. Даль



Слова М. Горького дают ключ к осмыслению таких понятий, как ТЕМА, ПРОБЛЕМА, ИДЕЯ (авторская позиция) художественного произведения, публицистической статьи, научно-популярного текста.

  • Слова М. Горького дают ключ к осмыслению таких понятий, как ТЕМА, ПРОБЛЕМА, ИДЕЯ (авторская позиция) художественного произведения, публицистической статьи, научно-популярного текста.



ТЕМА (др-гр., буквально означает нечто, положенное в основу) – это предмет изображения, круг событий и явлений, лежащий в основе текста, область отражения реальности, или основное содержание текста. Очень часто тема обозначена в названии художественного произведения, публицистической статьи, научного текста. В публицистических и научных текстах тема воплощается открыто, прямо, декларативно.

  • ТЕМА (др-гр., буквально означает нечто, положенное в основу) – это предмет изображения, круг событий и явлений, лежащий в основе текста, область отражения реальности, или основное содержание текста. Очень часто тема обозначена в названии художественного произведения, публицистической статьи, научного текста. В публицистических и научных текстах тема воплощается открыто, прямо, декларативно.



-- это общие для всех времён и народов темы, интересные и актуальные на протяжении веков: ТЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ, ВОЙНЫ И МИРА, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА, ВЕРЫ И БЕЗВЕРИЯ, ГРЕХА И СВЯТОСТИ, ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ПРИРОДЫ…

  • -- это общие для всех времён и народов темы, интересные и актуальные на протяжении веков: ТЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ, ВОЙНЫ И МИРА, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА, ВЕРЫ И БЕЗВЕРИЯ, ГРЕХА И СВЯТОСТИ, ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ПРИРОДЫ…



темы, характерные для определённой нации и воспринимаемые посторонними читателями как национальная экзотика: ТЕМЫ РОЛИ РОДНОГО ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, РОЛИ НРАВСТВЕННОГО ОПЫТА ПРЕДКОВ В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА, ТЕМА РУССКОЙ ИНТЕЛЛИ-ГЕНЦИИ, ТЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА И ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ ЧЕЛОВЕКА…

  • темы, характерные для определённой нации и воспринимаемые посторонними читателями как национальная экзотика: ТЕМЫ РОЛИ РОДНОГО ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, РОЛИ НРАВСТВЕННОГО ОПЫТА ПРЕДКОВ В ЖИЗНИ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА, ТЕМА РУССКОЙ ИНТЕЛЛИ-ГЕНЦИИ, ТЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА И ДУХОВНЫХ ИСКАНИЙ ЧЕЛОВЕКА…



ЭТО ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ, ПОЭТА И ПОЭЗИИ, ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, САМОПОЗНАНИЯ ХУДОЖНИКА, РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВО АРТИСТОВ, ПЕВЦОВ, ВЛИЯНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА…

  • ЭТО ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ИСКАНИЙ, ПОЭТА И ПОЭЗИИ, ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, САМОПОЗНАНИЯ ХУДОЖНИКА, РОЛИ ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА, ВЛИЯНИЯ НА ОБЩЕСТВО АРТИСТОВ, ПЕВЦОВ, ВЛИЯНИЯ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА…

  • Совокупность тем называется тематикой.

  • Обычно тексты, представляемые на экзамене, созданы в рамках узких тем. Темой для высказывания может стать любой частный случай из жизни.



Тема текста, её общая характеристика.

  • Тема текста, её общая характеристика.

  • -- Темой данного текста является описание (чего)…

  • -- Текст посвящён теме (проблеме, вопросу)..

  • -- Текст представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор)….

  • -- Текст озаглавлен (носит название, называется, под названием, под заголовком)…

  • -- В тексте излагается (говорится)…

  • -- В тексте излагается (говорится)…

  • -- Автор текста рассказывает (излагает)…-- в предлагаемом тексте…



ПРОБЛЕМА (др-гр. нечто брошенное вперёд, т.е. выделенное из других сторон жизни) – важнейший для автора вопрос (круг вопросов), связанный с той или иной стороной реальной жизни или характера и поступков героев, поэтому проблему часто можно сформулировать с помощью вопросительного предложения. Часто проблема есть острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.

  • ПРОБЛЕМА (др-гр. нечто брошенное вперёд, т.е. выделенное из других сторон жизни) – важнейший для автора вопрос (круг вопросов), связанный с той или иной стороной реальной жизни или характера и поступков героев, поэтому проблему часто можно сформулировать с помощью вопросительного предложения. Часто проблема есть острое жизненное противоречие, точка напряженности между существующим и должным, желаемым и реальным.

  • Итак, ПРОБЛЕМУ часто порождает жизненное противоречие: личность – общество, творец – искусство, человек - человек, человек - природа, человек - история.



1) в вопросно-ответной форме;

  • 1) в вопросно-ответной форме;

  • 2) в виде предложения-тезиса, требующего пояснения;

  • 3) в виде номинации (названия) темы;

  • 4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.;

  • 5) в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.



К какой категории относится избранная автором проблема

  • К какой категории относится избранная автором проблема

  • Насколько она злободневна

  • Что делает её злободневной

  • Традиционна ли эта проблема или нова

  • Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу

  • Если нова, то что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы

  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме

  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, интернационалист, глубокий знаток человеческой души.



1. Социальные: взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблема интеллигенции, невостребованности учёных в своём отечестве, проблемы цивилизации.

  • 1. Социальные: взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма; проблема интеллигенции, невостребованности учёных в своём отечестве, проблемы цивилизации.

  • 2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности / бездуховности.



3. Философские: проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности, проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.

  • 3. Философские: проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни; проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности, проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности.

  • 4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях), проблемы детства, связанные со становлением личности, проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.



5. Экологические (проблемы взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружа-ющей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отно-шения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколе-ниями за сохранение природы.

  • 5. Экологические (проблемы взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружа-ющей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отно-шения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколе-ниями за сохранение природы.

  • 6. Информационно-коммуникативные: проблемы развития русского языка, проблема языковой культуры или бескультурья; проблема аудиовизуаль-ной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.



Перечень проблем называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ. В экзаменационном сочинении необходимо сформулировать и прокомментировать только ОДНУ проблему. Выпускник высказывает своё мнение по поводу поднятой в тексте проблемы и рассматривает её в контексте современности, раскрывая значимость, актуальность и выражая своё отношение к ней.

  • Перечень проблем называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ. В экзаменационном сочинении необходимо сформулировать и прокомментировать только ОДНУ проблему. Выпускник высказывает своё мнение по поводу поднятой в тексте проблемы и рассматривает её в контексте современности, раскрывая значимость, актуальность и выражая своё отношение к ней.







«Гроза» А. Островский

  • «Гроза» А. Островский

  • «Отцы и дети» И.Тургенев

  • «Горе от ума» А.Грибоедов

  • «Недоросль» Фонвизин

  • «Война и мир» Л.Толстой



«Три пальмы» М.Лермонтов

  • «Три пальмы» М.Лермонтов

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «Отцы и дети» И.Тургенев



«Герой нашего времени» М.Лермонтов

  • «Герой нашего времени» М.Лермонтов

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «Обломов» И.Гончаров



«Песня про купца Калашникова» М.Лермонтов

  • «Песня про купца Калашникова» М.Лермонтов

  • «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лесков

  • «Двенадцать» А.Блок

  • «На дне» М.Горький



«По праву памяти» А.Твардовский

  • «По праву памяти» А.Твардовский

  • «Реквием» А.Ахматова

  • «А зори здесь тихие» Б.Васильев



«Война и мир» Л.Толстой

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «После бала» Л.Толстой

  • «Судьба человека» М.Шолохов



«Война и мир» Л.Толстой

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «Отцы и дети» И.Тургенев

  • «Горе от ума» А.Грибоедов

  • «Тихий Дон» М.Шолохов



«Евгений Онегин» А.Пушкин

  • «Евгений Онегин» А.Пушкин

  • «Олеся» А.Куприн

  • «Мцыри» М.Лермонтов

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «Кладовая солнца» М.Пришвин



«Прощание с Матерой» В.Распутин

  • «Прощание с Матерой» В.Распутин

  • «Царь –рыба» В.Астафьев

  • «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильев



«Война и мир» Л.Толстой

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «Петр Первый» А.Толстой

  • «Капитанская дочка» А.Пушкин



«Кавказский пленник» Л.Толстой

  • «Кавказский пленник» Л.Толстой

  • «Судьба человека» М.Шолохов



«Преступление и наказание» Ф.Достоевский

  • «Преступление и наказание» Ф.Достоевский

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «На дне» М.Горький

  • «Матренин двор» А. Солженицын

  • «Мастер и Маргарита» М.Булгаков



«Война и мир» Л.Толстой

  • «Война и мир» Л.Толстой

  • «Василий Теркин» А.Твардовский



«Русский язык» И.Тургенев

  • «Русский язык» И.Тургенев

  • «Евгений Онегин» А.Пушкин

  • «Горе от ума» А.Грибоедов

  • «Война и мир» Л.Толстой



1) «я иду вслед за автором» (аналитический пересказ текста);

  • 1) «я иду вслед за автором» (аналитический пересказ текста);

  • 2) «свободный» комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя.

  • СОВЕТУЕМ:

  • - не пересказывать весь текст;

  • - не комментировать несформулированную проблему;

  • - не увлекаться чрезмерным цитированием текста.



ПРОБЛЕМА ТЕКСТА, ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ

  • ПРОБЛЕМА ТЕКСТА, ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ

  • _ В тексте автор затрагивает (ставит, освещает) проблему..

  • - Автор останавливается на следующих проблемах (вопросах, фактах): …

  • - Автор касается следующих проблем (вопросов, фактов)…

  • - Сущность проблемы сводится к… (заключается, состоит в….)

  • - В начале текста автор даёт обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)…

  • - Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора. Определяется тем, что …

  • Затрагиваемая тема представляет

  • большой интерес



Ученику необходимо выразить своё отношение к проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с ним. По типу речи эта часть сочинения не что иное, как рассуждение. А обязательными элементами рассуждения являются тезис, аргументы, вывод.

  • Ученику необходимо выразить своё отношение к проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с ним. По типу речи эта часть сочинения не что иное, как рассуждение. А обязательными элементами рассуждения являются тезис, аргументы, вывод.



Тезис – то, что нужно доказать. Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора).

  • Тезис – то, что нужно доказать. Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора).

  • Аргумент – фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов.

  • Вывод – итог размышлениям, чему учит текст, к каким действиям побуждает читателей.



В сочинении можно использовать, например, следующие типы аргументов.

  • В сочинении можно использовать, например, следующие типы аргументов.

  • 1. Логические (рациональные) аргументы: факты науки, статистика, объективные показатели состояния дел, законы природы, определения, положения юридических законов (или официальных документов, постановлений, нормативных актов), данные экспериментов или экспертиз, свидетельства очевидцев.

  • 2. Иллюстративные аргументы – примеры: а) конкретный пример (пример-сообщение о событии), литературный пример; б) предположительный пример (рассказывающий о том, что может могло бы быть при определённых условиях).

  • 3. Ссылки на авторитет: мнение уважаемого человека (учёного, философа, общественного деятеля), цитата из авторитетного источника, мнение специалиста или эксперта, мнение очевидцев, мнение должностных лиц, общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать или оценивать что-то в обществе.



Говоря о взаимоотношениях читателя и автора, Л.Н. Толстой писал: «Когда мы знакомимся с творчеством писателя, перед нами встают вопросы: «А ну-ка, что за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?» Вот так и мы, читая текст, должны спросить автора, что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция?

  • Говоря о взаимоотношениях читателя и автора, Л.Н. Толстой писал: «Когда мы знакомимся с творчеством писателя, перед нами встают вопросы: «А ну-ка, что за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?» Вот так и мы, читая текст, должны спросить автора, что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция?



это его точка зрения. Автор неизменно выражает (умозаключениями в публицистических текстах, образами – в художественных) своё отношение к установкам, ценностным ориентирам героев или поставленным проблемам; раскрывает читателю свой духовный мир.

  • это его точка зрения. Автор неизменно выражает (умозаключениями в публицистических текстах, образами – в художественных) своё отношение к установкам, ценностным ориентирам героев или поставленным проблемам; раскрывает читателю свой духовный мир.



Как отвечает автор на поставленный вопрос?

  • Как отвечает автор на поставленный вопрос?

  • К какому выводу приводит читателей? К чему призывает? Давая ответ на эти вопросы, мы определяем ИДЕЮ ТЕКСТА (ПОЗИЦИЮ АВТОРА).

  • ИДЕЯ текста зависит от мировоззрения автора. Она выражает отношение писателя (поэта, публициста)

  • к изображаемому. Иными словами, это авторская концепция мира и человека в нём, авторское представление об идеале.

  • ИДЕЯ – это образная, эмоциональная, обобщающая мысль автора, это вывод, к которому стремится привести автор читателя.



ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПОЗИЦИИ АВТОРА

  • ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПОЗИЦИИ АВТОРА

  • -- Автор приводит пример (цитату, факты, данные)…

  • -- Автор ссылается на…

  • -- Автор иллюстрирует…

  • -- В тексте приводится (даётся)…

  • ОБОБЩЕНИЕ АВТОРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

  • -- Сущность проблемы сводится к тому, что (чтобы)…

  • -- Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том, чтобы…

  • -- Важно отметить…

  • -- Необходимо подчеркнуть…

  • -- Особо следует выделить… -- В заключение следует сказать (отметить, подчеркнуть, остановиться)…



ВЫВОДЫ В СОЧИНЕНИИ

  • ВЫВОДЫ В СОЧИНЕНИИ

  • -- Особо хочется выделить…

  • -- Необходимо остановиться…

  • -- Постараемся теперь объяснить…

  • -- Далее подчеркнём…

  • -- Как было сказано…

  • -- Совершенно справедливо…

  • -- Представляется, что данный текст имеет важное значение для…

  • -- Автор сумел увидеть насущные проблемы нашего времени и донести их до понимания читателя



Тема 1. Публицист (писатель) стал свидетелем того, как проезжавший мимо на большой скорости автомобиль забрызгал грязью пожилую женщину, шедшую по тротуару. Этот факт тоже может послужить темой для публицистического (художественного) высказывания.

  • Тема 1. Публицист (писатель) стал свидетелем того, как проезжавший мимо на большой скорости автомобиль забрызгал грязью пожилую женщину, шедшую по тротуару. Этот факт тоже может послужить темой для публицистического (художественного) высказывания.

  • Тема: о пострадавшей на дороге пожилой женщине.

  • ПРОБЛЕМЫ:

  • 1. Не свидетельствует ли данный факто том, что назрела необходимость пересмотреть вопрос о ширине тротуаров?

  • 2. Не следует ли пожилым людям быть более внимательными на дорогах?

  • 3. Не следует ли нам быть более внимательными к людям, особенно к пожилым? (Проблема душевной черствости).

  • ИДЕЯ (АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ)

  • 1. Вопрос о пересмотре ширины тротуаров давно назрел, его надо решать срочно, чтобы не страдали люди.

  • 2. Старикам лучше сидеть дома, а если вышли на прогулку, не ходить вблизи

  • больших дорог, быть более внимательными на улице.

  • 3. Данный факт свидетельствует о нашей душевной чёрствости. Уважительно, внимательно относиться к пожилым людям – наш долг.

  • См. на след. странице.



Какая проблема (и связанная с ней идея), на ваш взгляд, действительно заслуживает внимания? Попробуйте прокомментировать эту проблему, выразить своё мнение об авторской позиции.

  • Какая проблема (и связанная с ней идея), на ваш взгляд, действительно заслуживает внимания? Попробуйте прокомментировать эту проблему, выразить своё мнение об авторской позиции.

  • Что вы можете добавить?

  • Используйте свой жизненный и читательский опыт.



Тема 2. Писатель (публицист) становится не раз свидетелем того, что эстрадные «звёзды» с экрана телевизора с удовольствием говорят, как плохо они учились в школе, доводили педагогов до обморочного состояния своим поведением, получали выговоры за хулиганство. Подобные «откровения» могут стать ТЕМОЙ для художественного

  • Тема 2. Писатель (публицист) становится не раз свидетелем того, что эстрадные «звёзды» с экрана телевизора с удовольствием говорят, как плохо они учились в школе, доводили педагогов до обморочного состояния своим поведением, получали выговоры за хулиганство. Подобные «откровения» могут стать ТЕМОЙ для художественного

  • (публицистического) высказывания.

  • Тема: «откровения» эстрадных звёзд.

  • ПРОБЛЕМЫ

  • 1. Хорошо ли, что именно такие «бравые» ребята, а не «маменькины» сынки, «ботаники» становятся кумирами миллионов?

  • 2. Не есть ли это настоящая демократия, когда «таких» пускают на сцену?

  • 3. Как эпатаж, пренебрежение социальными нормами, негативное отношение к образованности, составляющие сегодня сценический образ многих эстрадных артистов, влияют на подростков?

  • 4. Наконец, автора может волновать проблема художественного творчества вообще, общественной миссии человека искусства, так называемая, проблема «поэта и толпы»: имеет ли право художник становиться покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей, угождать ей, подстраиваться под неё? К чему это может привести?



1 – 2. Тот факт, что кумирами миллионов становятся такие «бравые» ребята, говорит вовсе не о демократии, а о падении нравов.

  • 1 – 2. Тот факт, что кумирами миллионов становятся такие «бравые» ребята, говорит вовсе не о демократии, а о падении нравов.

  • 3. Это преступление – способствовать формированию у молодых стойкого убеждения, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции; популярные артисты оказывают огромное влияние на подростков и должны осознавать свою высокую ответственность перед молодым поколением, перед обществом вообще.

  • 4. Художник, артист, не осознающий своей общественной миссии – покорный слуга толпы, незрелая личность (он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт).



Тема 3. Писатель (публицист) размышляет о причинах одиночества великого русского флотоводца Фёдора Ушакова, о котором после его отставки забыли.

  • Тема 3. Писатель (публицист) размышляет о причинах одиночества великого русского флотоводца Фёдора Ушакова, о котором после его отставки забыли.

  • Тема 3: одиночество знаменитого соотечественника и невостребованность его опыта современниками.

  • ПРОБЛЕМЫ

  • 1. Проблема личности и общества (способно ли общество по достоинству оценить личность при жизни?).

  • 2. Проблема исторической памяти (надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в какой-либо профессии, таких, например, как Фёдор Ушаков?)

  • 3. Проблема одиночества (что заставляет человека чувствовать себя одиноким?).

  • 4. Проблема оценки таланта современниками (почему современники не всегда могут по достоинству оценить талантливого человека?



1. Общество должно по достоинству оценивать личность при жизни.

  • 1. Общество должно по достоинству оценивать личность при жизни.

  • 2. История должна сохранять имена людей, прославивших своё Отечество открытиями в какой-либо профессии, в том числе и в военно-морской; особенно бережно должна сохраняться в последующих поколениях памятник о защитниках Отечества.

  • 3. Человек чувствует себя одиноким, когда он перестаёт приносить пользу людям, когда его достижения в какой-либо области остаются не оценёнными по достоинству.

  • 4. Современники часто поступают жестоко по отношению к гению, наносят душевные раны талантливому человеку, потому что не могут или не хотят признать их.



Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

  • Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

  • Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт.



Определив для себя тему текста, ученик пишет небольшое вступление, затем формулирует проблему, которую решает автор, и комментирует её (можно назвать данную проблему актуальной? Почему? Что зависит от решения данной проблемы? Интересна ли она молодым людям? Сталкивались ли вы сами с подобной проблемой? Как её решали?), излагает авторскую позицию, или идею, (обратите внимание на подсказки в заданиях А29 и В8),

  • Определив для себя тему текста, ученик пишет небольшое вступление, затем формулирует проблему, которую решает автор, и комментирует её (можно назвать данную проблему актуальной? Почему? Что зависит от решения данной проблемы? Интересна ли она молодым людям? Сталкивались ли вы сами с подобной проблемой? Как её решали?), излагает авторскую позицию, или идею, (обратите внимание на подсказки в заданиях А29 и В8),



выражает своё мнение относительно позиции автора (разделяете ли вы точку зрения автора или, на ваш взгляд в тексте высказывается спорное мнение, если да, то

  • выражает своё мнение относительно позиции автора (разделяете ли вы точку зрения автора или, на ваш взгляд в тексте высказывается спорное мнение, если да, то

  • необходимо найти дополнительные доказательства (это могут быть примеры из книг, из собственной жизни) в защиту высказанной позиции. Если авторская точка зрения не совпадает с вашей, то подумайте, что вы можете ей противопоставить? Помните, что возражать надо вежливо. Докажите свою точку зрения).

  • В любом случае надо привести не менее ДВУХ аргументов в пользу собственной позиции.



Не надо выстраивать цепочки

  • Не надо выстраивать цепочки

  • ключевых слов, раскрывающих ту или иную тему; у вас не будет времени для

  • формального (структурного) анализа текста.

  • ОТ ВАС ТРЕБУЕТСЯ СОВСЕМ ДРУГОЕ – ОТКЛИКНУТЬСЯ НА ПРОБЛЕМУ, ЗАТРОНУТУЮ В ТЕКСТЕ.



1. Вступление

  • 1. Вступление

  • Проблема: назывные предложения; вопросительные предложения; цитата; несколько слов об авторе текста…

  • 2.Основная часть

  • Комментарий

  • Позиция автора текста (это ответ на проблемный вопрос)

  • Аргументация собственной точки зрения

  • 3. Заключение – вывод - следствие

  • (не забудьте вернуться к началу сочинения!)



1. Прочитайте текст. Найдите главное предложение. Переделайте его в вопросительное.

  • 1. Прочитайте текст. Найдите главное предложение. Переделайте его в вопросительное.

  • 2. Задайте этот вопрос ко всему тексту. Если текст отвечает на этот вопрос – вы нашли проблему, поднятую автором в тексте. Прокомментируйте её, объясните, зачем она.

  • 3. Почувствуйте тональность текста. Что и как автор делает в тексте (убеждает, иронизирует, сожалеет и т.д.). Из каких слов это видно? Вы нашли позицию автора и отношение автора к проблеме.

  • 4. Разделяете ли вы позицию автора? Если да, то продублируйте (желательно текстуальными синонимами) позицию и отношение автора к проблеме, объясните почему. Если нет, то напишите почему.

  • 5. Покажите на примере из литературы или из личной жизни, где встречалась подобная проблема и как она решалась.

  • 6.(Не обязательно.) Вынесите главное предложение (или главный вопрос) в начало сочинения, закончите работу призывом, способом решения данной проблемы.



Текст

  • Текст

  • 1. О чем?( Ты увидишь тему.)

  • 2. Какие вопросы рассматривает автор? ( Ты найдешь проблемы.)

  • 3.Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?

  • (Ты найдешь основную проблему текста.)

  • 4. Зачем автор написал текст? ( Ты определишь цель.)

  • 5.Как автору удалось помочь тебе определить цель?

  • (Ты увидишь роль языковых средств.)

  • 6.Почему были использованы именно эти языковые средства?

  • 7.Как сам автор отвечает на поставленные вопросы ,проблемы? (Это поможет тебе понять авторскую позицию.)



Чтобы продемонстрировать все умения и навыки анализа текста при написании сочинения на ЕГЭ, нужно:

  • Чтобы продемонстрировать все умения и навыки анализа текста при написании сочинения на ЕГЭ, нужно:

  • 1) рассмотреть предложенный материал в контексте современной жизни;

  • 2) обязательно оценить актуальность темы, проблемы;

  • 3) выдержать основные структурные параметры письменной работы:

  • -- указать фамилию автора предложенного текста;

  • -- уделить значительное место изложению содержания, но не пересказу, а концептуальному анализу, из которого станут понятными основные линии текста;

  • -- следует прежде всего остановиться на анализе самых существенных элементов предложенного текста вне зависимости от отношения к ним;

  • -- после объективного анализа текста выразить своё отношение.



Рецензия, отзыв, эссе пишутся для того, чтобы оценить авторскую информацию и выразить своё собственное мнение. Субъективный взгляд может быть сколь угодно спорным, но он должен базироваться на понимании проблем текста. Хорошо запомните!  Объем сочинения – 150-300 слов. Оптимально 150 + 20 слов, но не менее 150!!!

  • Рецензия, отзыв, эссе пишутся для того, чтобы оценить авторскую информацию и выразить своё собственное мнение. Субъективный взгляд может быть сколь угодно спорным, но он должен базироваться на понимании проблем текста. Хорошо запомните!  Объем сочинения – 150-300 слов. Оптимально 150 + 20 слов, но не менее 150!!!







Похожие:

Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение iconРезультаты городских диагностических работ по русскому языку егэ, гиа 9
Приказ Департамента образования г. Москвы №1431 от 23 сентября 2010 г. Городские диагностические работы 28 сентября 2010 г. 9 класс....
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение iconЕгэ по русскому языку в 2011 году выпускники будут сдавать 30 мая егэ по русскому языку в 2011 году выпускники будут сдавать 30 мая
Егэ по русскому языку в 2010 году успешно сдали 97,9 экзаменуемых. Средний балл по русскому языку в 2010 году равнялся 58. Девушки...
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение iconУрока: Подготовка к егэ по русскому языку по заданию В. Цели урока. 1 понять важность подготовки к егэ по русскому языку для получения высоких баллов
Перечень вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную...
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение iconУрок по русскому языку Сочинение в формате егэ для учащихся 11 класса
...
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение iconФормы государственной
Государственный выпускной экзамен по русскому языку (сочинение или изложение с творческим заданием) и математике начинается в 10....
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение iconСочинение рассуждение на лингвистическую тему
Новая форма итоговой аттестации в Новая форма итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению...
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение iconГосударственная (итоговая) аттестация (в новой форме) по русскому языку в 9 классе 2010 год
Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме) по русскому языку в 9 классе
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение iconНпф (коэффициент качества) нпф (коэффициент качества)
Егэ по русскому языку баллы, превышающие среднеобластное значение; 2 доля выпускников, получивших на выпускном экзамене в форме егэ...
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение iconПознавательный аспект
Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному...
Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме егэ представляет собой сочинение-рассуждение icon1. в содержании егэ по русскому языку и литературе 2011г не содержится никаких изменений по сравнению с егэ 2010 г
В8 и смягчения критериев орфографической и пунктуационной грамотности, которые в предшествующие годы были непомерно завышены и вызывали...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница