У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой




НазваниеУ истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой
Дата конвертации25.04.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации



В живописи XVIII века важное место занимает портрет. Именно по портрету можно судить об этом столетии. В этой области русские художники по праву заняли свое место среди крупнейших портретистов Европы. Важно отметить внутренне единство и цельность русского портрета XVIII века как искусства гуманистического, правдивого.

  • В живописи XVIII века важное место занимает портрет. Именно по портрету можно судить об этом столетии. В этой области русские художники по праву заняли свое место среди крупнейших портретистов Европы. Важно отметить внутренне единство и цельность русского портрета XVIII века как искусства гуманистического, правдивого.



У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.

  • У истоков портретной живописи стоит И.Н.Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.



В портретах, написанных И.Никитиным интересно его мастерство, но и та нравственная позиция, которая проступает в них. Художник не льстит моделям, на какой бы ступени социальной иерархии они не стояли, не унижает своего искусства.

  • В портретах, написанных И.Никитиным интересно его мастерство, но и та нравственная позиция, которая проступает в них. Художник не льстит моделям, на какой бы ступени социальной иерархии они не стояли, не унижает своего искусства.

  • В облике старого гетмана нет ничего парадного, показного, художник подводит зрителя вплотную к этому интересному, много испытавшему и повидавшему на своем веку, человеку, дает почувствовать его волевую, закаленную превратностями судьбы натуру. В то же время художник не скрывает властного и несколько мрачноватого характера гетмана, затаенные в его глазах настороженность и недоверие. Яркая характерность достигается и колоритом, основанным на сочетаниях теплых золотисто-желтых, красных, розовых тонов.



Гавриил Иванович Головкин легок, изящен, достаточно уверен в себе. Портрет не говорит, что перед нами дальний родственник Петра, человек с весьма скверным характером. Но видим мы, как стремится он упрочиться, оценить ситуацию и решить приспосабливаться или противодействовать. Печать холодной приветливости лежит на устах. Вытянутое сглаженное лицо, обрамленное длинным французским париком, полно настороженного внимания. На портрете шестидесятилетний Высокопоставленный чиновник, аккуратист и педант, канцлер, дипломат.

  • Гавриил Иванович Головкин легок, изящен, достаточно уверен в себе. Портрет не говорит, что перед нами дальний родственник Петра, человек с весьма скверным характером. Но видим мы, как стремится он упрочиться, оценить ситуацию и решить приспосабливаться или противодействовать. Печать холодной приветливости лежит на устах. Вытянутое сглаженное лицо, обрамленное длинным французским париком, полно настороженного внимания. На портрете шестидесятилетний Высокопоставленный чиновник, аккуратист и педант, канцлер, дипломат.





  • Середина XVIII века в России связана с именами таких крупных и значительных художников как И. Аргунов, И. Вишняков, А. Антропов.



И.Вешняков – художник своебычный и во многом загадочный . Его портретные образы привлекают к себе хрупкой изысканностью. Пробиваясь сквозь условности парадного портрета, Вишняков наделяет свои модели , теплотой затаенных чувств, какой-то трогательной незащищенностью, соединенной с несколько наивной торжественностью композиции. Сложная гамма чувств находит воплощение в красивых оттенках словно вибрирующего цвета. Сара Фермор покоряет трогательной хрупкостью, чистотой и одухотворенностью. Серьезно и чуть напряженно лицо девушки.

  • И.Вешняков – художник своебычный и во многом загадочный . Его портретные образы привлекают к себе хрупкой изысканностью. Пробиваясь сквозь условности парадного портрета, Вишняков наделяет свои модели , теплотой затаенных чувств, какой-то трогательной незащищенностью, соединенной с несколько наивной торжественностью композиции. Сложная гамма чувств находит воплощение в красивых оттенках словно вибрирующего цвета. Сара Фермор покоряет трогательной хрупкостью, чистотой и одухотворенностью. Серьезно и чуть напряженно лицо девушки.



В этом портрете отразились характерные черты искусства середины XVIII столетия. Это и чисто русское понимание образа, где на первом плане – внимание к духовному миру человека. Это и особенности стиля: сплав европейского искусства рококо и традиций древнерусской живописи. Фронтальная постановка фигуры, плоскостное решение пространства – это от традиционного старого письма, а от рококо – утонченность пейзажа, изысканное сочетание голубого и жемчужно-серого цветов.

  • В этом портрете отразились характерные черты искусства середины XVIII столетия. Это и чисто русское понимание образа, где на первом плане – внимание к духовному миру человека. Это и особенности стиля: сплав европейского искусства рококо и традиций древнерусской живописи. Фронтальная постановка фигуры, плоскостное решение пространства – это от традиционного старого письма, а от рококо – утонченность пейзажа, изысканное сочетание голубого и жемчужно-серого цветов.



Перед зрителем предстает своенравная и умная старая барыня с острым, властным и умным лицом, покрытым плотным слоем румян и белил. Это уже не просто статс-дама двора Елизаветы Петровн, цельный и яркий характер, типичный для русского общества той эпохи.

  • Перед зрителем предстает своенравная и умная старая барыня с острым, властным и умным лицом, покрытым плотным слоем румян и белил. Это уже не просто статс-дама двора Елизаветы Петровн, цельный и яркий характер, типичный для русского общества той эпохи.



Особенно показательно власть сословного статуса проявилась в «Портрете А.И. Измайловой», на котором модель горделиво демонстрирует портрет Елизаветы I — высшую награду придворной дамы. Дело даже не в награде, а в том, как она написана. Портрет императрицы «помещен совсем фронтально вопреки трехчетвертному повороту корпуса статс-дамы: художник не хочет ракурсом нарушать целостное представление о портрете царицы», к которому и модель, и Антропов относятся как к священному символу.

  • Особенно показательно власть сословного статуса проявилась в «Портрете А.И. Измайловой», на котором модель горделиво демонстрирует портрет Елизаветы I — высшую награду придворной дамы. Дело даже не в награде, а в том, как она написана. Портрет императрицы «помещен совсем фронтально вопреки трехчетвертному повороту корпуса статс-дамы: художник не хочет ракурсом нарушать целостное представление о портрете царицы», к которому и модель, и Антропов относятся как к священному символу.



Семья Аргуновых, бывшая собственность князей Черкасских , а с 1743 года графов Шереметевых, - явление необычное даже в России, где из среды крепостных вышло столько замечательных художников, зодчих, музыкантов, актеров. Один брат И.Аргунова был архитектором, другой – живописцем, сын Николай стал крупным портретистом, другой рисовальщиком, третий архитектором, но эта незаурядная одаренность не смогла избавить их до самой смерти от унизительной крепостной зависимости. Через всю свою трудную жизнь крепостного художника И. Аргунов пронес веру в человека и его возможности и в своих моделях искал и находил светлое положительное начало. В портретах И.Аргунова выступает живой интерес к человеческой личности как к таковой, вне зависимости от её сословной принадлежности и общественного положения.

  • Семья Аргуновых, бывшая собственность князей Черкасских , а с 1743 года графов Шереметевых, - явление необычное даже в России, где из среды крепостных вышло столько замечательных художников, зодчих, музыкантов, актеров. Один брат И.Аргунова был архитектором, другой – живописцем, сын Николай стал крупным портретистом, другой рисовальщиком, третий архитектором, но эта незаурядная одаренность не смогла избавить их до самой смерти от унизительной крепостной зависимости. Через всю свою трудную жизнь крепостного художника И. Аргунов пронес веру в человека и его возможности и в своих моделях искал и находил светлое положительное начало. В портретах И.Аргунова выступает живой интерес к человеческой личности как к таковой, вне зависимости от её сословной принадлежности и общественного положения.



Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.

  • Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.



Талантливые от рождения, трое сыновей И.П. Аргунова обучались искусству под руководством своего отца. Но именно про Николая Аргунова можно было сказать словами известной пословицы о яблоке и яблоне. "Крепостной сын" (Николай) по своему таланту не уступал "крепостному отцу". Действительно, портреты Николая равновелики по мастерству исполнения большинству произведений этого жанра конца XVIII века. Его портреты графини Шереметевой, бывшей крепостной актрисы графа Н.П. Шереметева Параши Ковалевой (в театре Жемчуговой) вызвали в России всеобщий интерес не только из-за чрезвычайной любви богатейшего российского вельможи и его крепостной, но и талантом художника, запечатлевшим незаурядность и обаяние одаренной русской женщины.

  • Талантливые от рождения, трое сыновей И.П. Аргунова обучались искусству под руководством своего отца. Но именно про Николая Аргунова можно было сказать словами известной пословицы о яблоке и яблоне. "Крепостной сын" (Николай) по своему таланту не уступал "крепостному отцу". Действительно, портреты Николая равновелики по мастерству исполнения большинству произведений этого жанра конца XVIII века. Его портреты графини Шереметевой, бывшей крепостной актрисы графа Н.П. Шереметева Параши Ковалевой (в театре Жемчуговой) вызвали в России всеобщий интерес не только из-за чрезвычайной любви богатейшего российского вельможи и его крепостной, но и талантом художника, запечатлевшим незаурядность и обаяние одаренной русской женщины.



Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века.

  • Русская живопись второй половины XVIII века - совершенно новое явление, независимое от западноевропейских веяний в живописи от классицизма до романтизма, это ранний ренессансный реализм, ренессансная классика, что становится особенно очевидным, когда высокая классика как в живописи, в архитектуре, так и в литературе не замедлит явиться в первой половине XIX века.



Боровиковский.«Портрет М.И.Лопухиной (1797)» Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда.

  • Боровиковский.«Портрет М.И.Лопухиной (1797)» Естественная непринужденность сквозит в артистически-небрежном жесте Лопухиной, капризно-своенравном наклоне головы, своевольном изгибе мягких губ, мечтательной рассеянности взгляда.



Рокотов. Екатерина II.«писан» в 1763 году, месяц май 20 дня.

  • Рокотов. Екатерина II.«писан» в 1763 году, месяц май 20 дня.



Рокотов.«Портрет неизвестной в розовом платье», написанный в 1770-х годах, особенно примечателен.

  • Рокотов.«Портрет неизвестной в розовом платье», написанный в 1770-х годах, особенно примечателен.



Рокотов. «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой». (1760-е годы.)

  • Рокотов. «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой». (1760-е годы.)



Великолепны и мужские портреты Рокотова. «Портрет А.М.Римского-Корсакова» (Конец 1760-х годов.)

  • Великолепны и мужские портреты Рокотова. «Портрет А.М.Римского-Корсакова» (Конец 1760-х годов.)



Рокотов.«Портрет графа А.И.Воронцова». (Около 1765 года.)

  • Рокотов.«Портрет графа А.И.Воронцова». (Около 1765 года.)



«Портрет Н.Е.Струйского» (1772). Рокотов

  • «Портрет Н.Е.Струйского» (1772). Рокотов



«Портрет А.П.Струйской» (1772).

  • «Портрет А.П.Струйской» (1772).



«Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х годов).

  • «Портрет неизвестного в треуголке» (Начало 1770-х годов).



в первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова" (1769-1770), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора.

  • в первом же из известных работ Левицкого, "Портрете А.Ф.Кокоринова" (1769-1770), мы видим архитектора, строителя здания Академии художеств и ее ректора.



"Портрет Н.А.Сеземова" (1770), Левицкий

  • "Портрет Н.А.Сеземова" (1770), Левицкий



"Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Левицкий

  • "Портрет П.А.Демидова" (1773), знаменитого горнозаводчика. Левицкий



И тут же "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в 1773-1774 годах.Левицкий

  • И тут же "Портрет Д. Дидро" (1773). Философ по настоятельному приглашению Екатерины II посетил Россию в 1773-1774 годах.Левицкий



Щукин.

  • Щукин.

  • Портрет павла I



А.П. Антропов, портрет протоиер. Ф. Я Дубянского, духовника Елизаветы, апотом и Екатерины,

  • А.П. Антропов, портрет протоиер. Ф. Я Дубянского, духовника Елизаветы, апотом и Екатерины,



Вот еще один портрет Антропова - Сильвестр (Кулябка), бывший в 1750-1761 г.г. петербургским архиепископом

  • Вот еще один портрет Антропова - Сильвестр (Кулябка), бывший в 1750-1761 г.г. петербургским архиепископом



Мощанский А. Г. Портрет архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Павла, 18 век:

  • Мощанский А. Г. Портрет архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Павла, 18 век:



Вот еще один его портрет, автор И.И. Олешкович

  • Вот еще один его портрет, автор И.И. Олешкович



Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретов. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета.

  • Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портретов. Во второй половине 18 века портретное искусство достигает своего расцвета.



Русские художники XVIII века сумели воплотить в красках облик, характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения.

  • Русские художники XVIII века сумели воплотить в красках облик, характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие произведения.



1. Балакина Т.И. История русской культуры. – М., 1995.

  • 1. Балакина Т.И. История русской культуры. – М., 1995.

  • 2. Мирецкая Н.В., Мирецкая . Е.В. Культура эпохи просвещения. – М., Просвещение, 1996.

  • 3.Островский Г. Рассказы о русской живописи. - М., Изобразительное искусство, 1989.

  • Репродукции картин взяты из ресурсов Интернета.



Похожие:

У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой iconОсобенности развития русской портретной живописи От парсуны до портрета
Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е гг., однако, в провинции...
У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой iconМкоу гимназия №259 зато город Фокино Приморский край
Б. Н. Никитин Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей...
У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой iconПедагогический совет по теме: Дифференциация обучения в условиях стандартизации образования
Б. Н. Никитин Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей...
У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой iconЖанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина»
Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму,...
У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой iconПедагогический совет по теме: Дифференциация обучения как один из факторов повышения качества образования
Б. Н. Никитин Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей...
У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой iconУчебный курс Технологии открытых систем Лекция 6 Средства обеспечения при создании открытых информационных систем (оис) руководитель Центра открытых систем ирэ ран, д т. н., профессор
Технологии открытых систем Лекция 6 Средства обеспечения при создании открытых информационных систем (оис)
У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой iconРомантизм в живописи. Романтизм в живописи
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников...
У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой icon1. Будем угадывать героев по портретной характеристике Будем угадывать героев по портретной характеристике
«Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком,...
У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой icon1. Будем угадывать героев по портретной характеристике Будем угадывать героев по портретной характеристике
«Узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком,...
У истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой iconЖивопись такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. К живописи относят произведения искусства, выполненные красками, нанесенными на какую-нибудь твердую поверхность
Каждый вид живописи отличается техникой исполнения и художественно-образными задачами. Главные средства выразительности в живописи...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница