После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ




НазваниеПосле Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ
Дата конвертации25.04.2013
Размер445 b.
ТипРассказ



После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказать о том, какой страшной ценой досталась Великая Победа.

  • После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказать о том, какой страшной ценой досталась Великая Победа.



У каждого из них был свой путь в литературе, но было, пожалуй, главное, что объединяло их, - тема памяти о тех отдаляющихся с каждым годом событиях. Одним из таких писателей был Евгений Носов.

  • У каждого из них был свой путь в литературе, но было, пожалуй, главное, что объединяло их, - тема памяти о тех отдаляющихся с каждым годом событиях. Одним из таких писателей был Евгений Носов.





  • Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое огнём войны.



Школу Носов заканчивал уже после Победы. В гимнастёрке и солдатских сапогах, с пенсионным удостоверением инвалида войны. Школа была дневная. Он пришел сразу в выпускной класс. Непохожий на всех ученик… Сам Носов рассказал об этом так:

  • Школу Носов заканчивал уже после Победы. В гимнастёрке и солдатских сапогах, с пенсионным удостоверением инвалида войны. Школа была дневная. Он пришел сразу в выпускной класс. Непохожий на всех ученик… Сам Носов рассказал об этом так:

  • В 1943 году,

  • после освобождения Курска,

  • пришел и мой черёд

  • идти на войну.



На фронте мне выпала тяжёлая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками - кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя. Уже в конце войны , в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» всё-таки поймал

  • На фронте мне выпала тяжёлая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками - кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя. Уже в конце войны , в Восточной Пруссии, немецкий «фердинанд» всё-таки поймал

  • наше орудии в прицел,

  • и я полгода провалялся

  • в госпитале в гипсовом

  • панцире.



К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжать прерванную учёбу. На занятия я ходил с ещё не зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастёрке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня

  • К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжать прерванную учёбу. На занятия я ходил с ещё не зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастёрке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня

  • принимали за нового

  • учителя, и школьники

  • почтительно здоровались

  • со мной – ведь я был

  • старше их на целую войну.



О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».

  • О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, болью за тех, кто остался в родной и чужой земле, за тех, кто осиротел. Устами своего героя он сказал о том, что мучило его так сильно и неотступно: «Дело…в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю».



  • Евгений Носов нашел свой способ, чтобы сохранить в памяти людей след войны: в его рассказах «Кукла» и «Живое пламя» нет описаний сражений, нет картин военного быта, но несмотря на это, в них звучит эхо войны…



Цели проекта:

  • Цели проекта:

  • раскрыть своеобразие темы памяти в рассказах Е. Носова «Кукла» и «Живое пламя»

  • показать, какие художественные приёмы использует писатель, чтобы показать, как война находит отклик в судьбах людей.



Рассказ «Кукла» начинается с размышлений автора о переменах,которые произошли в родных краях за время его отсутствия. Он приезжает и не узнаёт реки:

  • Рассказ «Кукла» начинается с размышлений автора о переменах,которые произошли в родных краях за время его отсутствия. Он приезжает и не узнаёт реки:



Русло сузилось,затравенело,чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жёстким белокопытником, объявилось много мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи…

  • Русло сузилось,затравенело,чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жёстким белокопытником, объявилось много мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин,где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи…

  • Ныне всё это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста,а всюду,где пока свободно от трав,прет чёрная донная тина…



Такое начало рассказа неслучайно. Писатель сравнивает прошлое и настоящее,и это сравнение не в пользу настоящего,небрежного отношения к природе,небрежного к истории. Оно задаёт тревожный настрой повествования,подготавливает нас к восприятию дальнейших событий, помогает понять авторский замысел.

  • Такое начало рассказа неслучайно. Писатель сравнивает прошлое и настоящее,и это сравнение не в пользу настоящего,небрежного отношения к природе,небрежного к истории. Оно задаёт тревожный настрой повествования,подготавливает нас к восприятию дальнейших событий, помогает понять авторский замысел.



  • Тема войны входит в рассказ через образ перевозчика Акимыча и таким путём эхом отзывается и в мирной жизни. Рассказчика и Акимыча связывает фронтовая биография:они воевали в одной и той же армии,в один и тот же месяц были ранены,но попали в разные госпитали.



  • Ранило Акимыча бескровно,но тяжело. Его контузило так, что и теперь, спустя десятилетия,разволновавшись,он внезапно утрачивал дар речи,язык его будто намертво заклинивало,холодный пот осыпал его измученное немотой и окаменелостью лицо.



В таком состоянии застает его рассказчик в одну из встреч: бледный,с мучительно одеревеневшими губами, Акимыч не признавал рассказчика вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и,как всегда в таких случаях,намертво заклинило.

  • В таком состоянии застает его рассказчик в одну из встреч: бледный,с мучительно одеревеневшими губами, Акимыч не признавал рассказчика вовсе. Видно, его что-то вывело из себя и,как всегда в таких случаях,намертво заклинило.

  • Автор пошел за ним, ничего не спрашивая.Они подошли к кювету, и Акимыч показал на куклу, лежащую там.



Кукла лежала навзничь,раскинув руки и ноги.Большая и всё ещё миловидная лицом,с легкой,едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены,глаза выдавлены,а на месте носа зияла дыра, прожженная,должно быть,сигаретой.

  • Кукла лежала навзничь,раскинув руки и ноги.Большая и всё ещё миловидная лицом,с легкой,едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены,глаза выдавлены,а на месте носа зияла дыра, прожженная,должно быть,сигаретой.



Акимыч стал старательно, неторопливо копать яму, предварительно наметив её контуры. Обровняв стенку, он всё так же молча и отрешённо сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы.

  • Акимыч стал старательно, неторопливо копать яму, предварительно наметив её контуры. Обровняв стенку, он всё так же молча и отрешённо сходил к стожку на выгоне, принёс охапку сена и выстлал им днище ямы.

  • Что же так поразило Акимыча в этой истории? Ведь сам он говорит, что с куклой этой не первый случай.



Он много ездил по районам и городам, видел: «… под заборами и в мусорных баках выброшенные куклы валяются.Которые целиком прямо,в платье,с бантом в волосах,а бывает,- без головы или комом сожмётся…Может,со мной это с войны такое.На всю жизнь нагляделся я человечины…Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колотит меня всего».

  • Он много ездил по районам и городам, видел: «… под заборами и в мусорных баках выброшенные куклы валяются.Которые целиком прямо,в платье,с бантом в волосах,а бывает,- без головы или комом сожмётся…Может,со мной это с войны такое.На всю жизнь нагляделся я человечины…Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Колотит меня всего».



Куклы, игрушки всегда связаны с детьми. С куклами девочки играют, нянчатся, называют их своими детьми. Не случайно Акимыч считает, что иную куклу «от живого дитя не отличишь». И тот, кто сегодня так изощренно «пытает» куклу, завтра может проделать это с живым человеком, с любым ребенком.

  • Куклы, игрушки всегда связаны с детьми. С куклами девочки играют, нянчатся, называют их своими детьми. Не случайно Акимыч считает, что иную куклу «от живого дитя не отличишь». И тот, кто сегодня так изощренно «пытает» куклу, завтра может проделать это с живым человеком, с любым ребенком.



Память о войне, о перенесённых страданиях так сильна, что достаточно малейшего намека, мельчайшей детали, даже такой, казалось бы, «мирной», как кукла, чтобы воспоминания нахлынули на героя с непреодолимой силой. Автор не рисует картин сурового военного быта, жестоких сражений, но за словами и поступками Акимыча стоит такая боль, что читатель не может не проникнуться этой болью.

  • Память о войне, о перенесённых страданиях так сильна, что достаточно малейшего намека, мельчайшей детали, даже такой, казалось бы, «мирной», как кукла, чтобы воспоминания нахлынули на героя с непреодолимой силой. Автор не рисует картин сурового военного быта, жестоких сражений, но за словами и поступками Акимыча стоит такая боль, что читатель не может не проникнуться этой болью.



В рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» также нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны.

  • В рассказе Е. И. Носова «Живое пламя» также нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны.

  • Как и в предыдущем рассказе, тема войны входит через деталь, причём также совершенно мирную – цветущие маки, ставшие в рассказе символом памяти о войне.



О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Е.Носова.

  • О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы узнаем из последних строк рассказа. Эти строки являются ключевыми в произведении Е.Носова.



Поводом для воспоминания о войне стали маки, посеянные рассказчиком на клумбе против воли квартирной хозяйки:

  • Поводом для воспоминания о войне стали маки, посеянные рассказчиком на клумбе против воли квартирной хозяйки:

  • - Цветом он всего два дня бывает,-упорствовала Ольга Петровна.- Для клумбы это никак не подходит:пыхнул и сразу сгорел.А потом всё лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.



Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

  • Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.





  Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

  •   Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.



Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

  • Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

  • … Я поднял с земли ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

  • - Вот и всё, - сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.





Как у людей… Вот так же ярко и быстро, словно маки, отгорела жизнь её сына. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика…

  • Как у людей… Вот так же ярко и быстро, словно маки, отгорела жизнь её сына. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика…



Спустя некоторое время рассказчик оказывается в гостях у своей бывшей квартирной хозяйки. На клумбе полыхал большой ковёр маков…

  • Спустя некоторое время рассказчик оказывается в гостях у своей бывшей квартирной хозяйки. На клумбе полыхал большой ковёр маков…



Любуясь им, автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

  • Любуясь им, автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.



Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью

  • Красный мак – символ Памяти. О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью

  • невинно убитого

  • человека. Впервые

  • будто бы мак вырос

  • из крови распятого на кресте

  • Христа, и с тех пор растет там,

  • где пролилось много

  • человеческой крови.



А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.

  • А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны. Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.



Маки становятся символом возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами».

  • Маки становятся символом возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их – с «искрами».



Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».

  • Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».



Оба рассказа Евгения Носова объединяет тема памяти о войне, которая проходит через всё творчество писателя. Печальным эхом отзывается она в сердцах героев то горькими размышлениями о жестокости послевоенного поколения, то живым пламенем цветущих маков.

  • Оба рассказа Евгения Носова объединяет тема памяти о войне, которая проходит через всё творчество писателя. Печальным эхом отзывается она в сердцах героев то горькими размышлениями о жестокости послевоенного поколения, то живым пламенем цветущих маков.



Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

  • Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.



Героическое продолжает жить

  • Героическое продолжает жить

  • среди нас, в нашем сознании.

  • Память питает корни нравственного духа

  • народа»,

  • «вдохновительных

  • подвигов».

  • Память.

  • Она всегда с нами.





Еськов М.Н. Воспоминания о Евгении Носове. М.-2005 

  • Еськов М.Н. Воспоминания о Евгении Носове. М.-2005 

  • Крупина Н.Л. "От сердца к сердцу": рассказ Евгения Носова "Живое пламя" ЛШ -2005,№4  

  • Россинская В.С. "...Не дать погибнуть живому огню": рассказ Е.И.Носова "Живое пламя" в VII классе. ЛШ – 2005, №3.

  • Россинская В.С. Куклы и люди: рассказ Е.И.Носова "Кукла". ЛШ – 1998, №1.

  • материалы сайтов «www.openclass.ru»

  • «www.ped-sovet.ru»

  • «www.prosholu.ru»



Похожие:

После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ iconПосле Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты,...
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ iconМы в горы делаем бросок
Они, как и солдаты Великой Отечественной войны, не щадили своей жизни ради правого дела, ради того, чтобы на земле дружественного...
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ iconЗакончилась война, Давно закончилась война, Давно с войны пришли солдаты. И на груди их ордена Горят, как памятные даты, За Брест, Москву, за Сталинград
К 65-летию Великой Победы в моу сош №60 в рамках акции «Вахта Памяти» была проведена работа по составлению «Альбома Памяти», посвященного...
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ iconНовороссийск в годы великой отечественной войны
Памятник ансамбль «Малая земля»-часть мемориального комплекса «Героям гражданской войны в Великой отечественной войны 1941-1945гг.»...
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ iconУчастники Великой Отечественной войны 884 человек; Участники Великой Отечественной войны 884 человек
Великой Отечественной войны (по старости и по инвалидности); вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы...
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ iconПионеры – герои Великой Отечественной войны. Классный час
С. А. Ковпак писал: «…точно переняв эстафету маленьких героев Октября, рядом с нами в ряды воинов встали наши внуки, дети. Они стали...
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ icon1. Познакомиться с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; Познакомиться с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
Брал интервью у ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла Много интересного узнал из рассказов своих родителей
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ iconУчастник Великой Отечественной войны Участник Великой Отечественной войны
Пицик Нэля Матвеевна, 01. 08. 1923 года рождения. Родилась в деревне Горевка, в Черепаново закончила 10 классов. В 1941 году с началом...
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ iconРассказ о детстве моей бабушки Григорьевой Валентины Павловны, которая в годы Великой Отечественной войны жила в подмосковном городе Яхрома
Мой рассказ о детстве моей бабушки Григорьевой Валентины Павловны, которая в годы Великой Отечественной войны жила в подмосковном...
После Великой Отечественной войны целое поколение писателей-фронтовиков пришло в русскую литературу. Вчерашние солдаты и лейтенанты, они пришли, чтобы поделиться болью потерь, страданий, рассказ iconВетераны Великой Отечественной войны Ветераны Великой Отечественной войны являются гордостью нашей страны! Государство создает закон
Органы законодательной власти (депутаты местного, областного парламента., Гос. Дума рф, Совет Федерации рф) Органы исполнительной...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница