Мдоу детский сад комбинированного вида №4




НазваниеМдоу детский сад комбинированного вида №4
Дата конвертации24.04.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации


МДОУ - детский сад комбинированного вида №4

  • «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

  • Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности

  • и массовых групп.

  • Подготовила : учитель - дефектолог

  • Односум Оксана Степановна

  • 2011 год


На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как одна из главных задач дошкольного и школьного образования. Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями. Проблема развития образности речи детей изучалась в лингвистическом, психологическом и

  • На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как одна из главных задач дошкольного и школьного образования. Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями. Проблема развития образности речи детей изучалась в лингвистическом, психологическом и

  • педагогическом аспектах.



Понятие образности речи

  • Понятие образности речи

  • Слова «образность», «образный» используются

  • в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова - как живость, наглядность, красочность изображения - неотъемлемый признак всякого вида искусства, форма осознания действительности с позиций какого-то эстетического идеала, образность речи - частное ее проявление.



Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. «Слово в художественном произведении, - писал В.В. Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении.

  • Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию. «Слово в художественном произведении, - писал В.В. Виноградов, - совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении.

  • Поэтому оно [слово] двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно,

  • в этом смысле образно».



  • Более узкое понимание образности речи основано

  • на использовании слов в переносном значении, с измененной семантикой. При этом слова, получающие образное значение, в художественном контексте в какой-то степени теряют свою номинативную функцию и приобретают яркую экспрессивную окраску. Изучение образного значения слова в этом смысле направлено на исследование лексических приемов, придающих речи эстетико-художественное значение.



Лингвисты

  • Лингвисты

  • называют образной

  • иносказательную речь, связывающую с называнием предмета ряд представлений, вызывающих эмоциональные переживания

  • (О.С.Ахманова, А.Н.Гвоздев, С.Н.Цейтлин

  • А.А. Леонтьев,В.К.Харченко)



Педагогические исследования отмечают необходимость проведения специальной работы, чтобы вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания(Е.И.Тихеева,Е.А.Флерина, Н.С.Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И.Жуковская, М.М.Конина).

  • Педагогические исследования отмечают необходимость проведения специальной работы, чтобы вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания(Е.И.Тихеева,Е.А.Флерина, Н.С.Карпинская, Л.А. Пеньевская, Р.И.Жуковская, М.М.Конина).

  • Наиболее последовательно решение этой задачи речевого воспитания представлено в методике обучения русскому языку школьников, в которой выделены основные средства воспитания выразительности речи детей (Т.А.Ладыженская, М.Р. Львов, Н.К.Никитина, Н.С.Рождественский, Н.В.Костромина).



В дошкольной педагогике развитие образности речи рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении

  • В дошкольной педагогике развитие образности речи рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении

  • с произведениями изобразительного искусства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, Р.Г.Казакова );

  • с природой (Е.И.Тихеева, Н.Ф.Виноградова, Е.Н.Водовозова);

  • с художественной литературой и фольклором

  • (А.Е.Шибицкая, Л.М.Гурович, Р.И.Жуковская, О.С.Ушакова, Н.С.Карпинская).

  • Однако проблема осознания детьми образных средств при ознакомлении с особенностями художественного стиля речи и разными типами высказываний

  • в данных исследованиях не являлась основной целью.



Вместе с тем доказано, что успешное овладение родным языком обеспечивается формированием первоначальных представлений о языке, речи, о действиях с речевым материалом, которые могут нести элементы осмысливания и осознанности (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, А.Г.Тамбовцева).

  • Вместе с тем доказано, что успешное овладение родным языком обеспечивается формированием первоначальных представлений о языке, речи, о действиях с речевым материалом, которые могут нести элементы осмысливания и осознанности (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина, А.Г.Тамбовцева).

  • В исследованиях последних лет рассматривается проблема осознания таких образных средств, как

  • эмоциональная лексика,

  • пословицы и поговорки,

  • фразеологизмы.

  • (Н.В. Гавриш, А.П.Илькова, А.И. Лаврентьева, И.Н.Митькина, А.А.Смага, Е.А. Ставцева).



Развитие образности речи формировалось главным образом при обучении детей составлению описательных высказываний. Между тем в высказываниях типа повествования и рассуждения возможна вероятность появления разнообразных образных средств.

  • Развитие образности речи формировалось главным образом при обучении детей составлению описательных высказываний. Между тем в высказываниях типа повествования и рассуждения возможна вероятность появления разнообразных образных средств.

  • Лингвисты справедливо отмечают, что удельный вес образной лексики в различных системах и стилях речи значителен (И.Д.Арутюнова, А.А.Уфимцева, В.К.Харченко). По их мнению, ребенку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами.

  • Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С.Л.Рубинштейн, Л.М.Леушина).

  • По мысли С.Л.Рубинштейна, для появления в речи детей образных средств, нужна вдумчивая педагогическая работа, в ходе которой следует развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами.

  • Таким образом, становится очевидным противоречие между признанием необходимости и возможности развития образности речи детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой.

  • Таким образом, становится очевидным противоречие между признанием необходимости и возможности развития образности речи детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточной разработанностью методического аспекта этого вопроса с другой.



  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  • Игровое упражнение

  • «Закончи пословицу»

  • Без печки холодно, без хлеба ... (голодно).

  • Не шуба греет, а ... (хлеб).

  • Не будет хлеба, не будет и ... (обеда).

  • Хлеб на столе и стол ... (расцвел).

  • Инсценировка пословиц

  • Изобразите, как вы понимаете эти пословицы:

  • У страха глаза велики.

  • Пуганая ворона куста боится.

  • У нашего Трошки задрожали ножки.

  • Пугается, как заяц на ветру.

  • Прячется, как лягушка в камышах.



Маленький труд лучше большого безделья



Угадайте пословицы

  • Угадайте пословицы

  • Взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах и предлагает на выбор несколько вариантов:

  • За (какой?) головой, как за каменной стеной. (Умной, большой, старой.)

  • (Какую?) дружбу и топором не разрубишь. (Верную, долгую, красивую.)

  • (Что?) век не забудется. (Добро, богатство, бедность.)

  • Худо тому, кто (что?) не делает никому (добра, встреч, помощи ).

  • (Какое?) слово до сердца доходит (длинное, сердечное, непонятное).

  • (Какое?) слово, что дождь в засуху (доброе, короткое, веселое).

  • Людям забота, как воздух нужна, стать всем (какими?)

  • поможет она (выше, богаче, добрее).







Знакомство с многозначными словами.



Художник нарисовал 11 носов и носиков. Попробуй их отыскать!



Кто, как соловушка, поёт? Как лебёдушка, плывёт? Как сорока, трещит? Как сова, всё утро спит? Кто здесь выглядит орлом? Кого голубкой назовём?



Фразеологизмы







Не пускайте Козла в огород, Потому что козёл - сумасброд:

  • Не пускайте Козла в огород, Потому что козёл - сумасброд:

  • Он немедленно вытопчет грядки, Станет бегать по ним без оглядки.

  • Поступает он так не со зла - Необузданный нрав у Козла!

  • Пустить козла в огород - допускать кого-либо туда, куда он более стремится и где более всего опасен.Без оглядки - очень быстро, изо всех сил, не оглядываясь.



ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ

  • ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ

  • С ЖИВОПИСЬЮ

  • (использование образности речи)



КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ Что привлекает детей в возрасте 5-7 лет

  • - Теплые, яркие цвета. Статистика свидетельствует,

  • что малыши отдают предпочтение красному.

  • - Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе «Лего»).

  • - Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит «как настоящее».

  • - Точное воспроизведение текстуры материала

  • (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется

  • не только увидеть, но и потрогать.



- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).

  • - Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).

  • - Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).

  • - Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т.п.).

  • - Простые композиции: одна центральная фигура

  • и минимум второстепенных элементов.

  • - Мелкие детали: их малыши замечают

  • в первую очередь.



Мона Лиза, или Джоконда Леонардо да Винчи (Лувр, Париж, Франция )



Кто эта женщина? Она жила около пятисот лет тому назад в Италии. Ее имя Лиза, но называют ее Мона Лиза, то есть «госпожа Лиза». Еще ее называют Джоконда, потому что ее итальянская фамилия - дель Джокондо.

  • Кто эта женщина? Она жила около пятисот лет тому назад в Италии. Ее имя Лиза, но называют ее Мона Лиза, то есть «госпожа Лиза». Еще ее называют Джоконда, потому что ее итальянская фамилия - дель Джокондо.

  • Кто написал эту картину?

  • Этот портрет написал Леонардо да Винчи. В то время он был уже знаменит и жил в том же городе, что и она, - во Флоренции.

  • В картине не очень много разных цветов .

  • Верно. Леонардо да Винчи не любил яркие и разнообразные цвета. Он предпочитал мягкие оттенки, приятные для глаза. Ему хотелось, чтобы взгляд зрителя плавно скользил от предмета к предмету, как ласковое прикосновение, как облако.

  • Почему картина такая темная?

  • Безусловно, в момент создания она была гораздо светлее и потемнела от времени. Лица людей к старости покрываются морщинами, а живопись темнеет и трескается. Слой лака на картине также «состарился» и приобрел коричневатый оттенок.

  • Раньше кожа Моны Лизы была светлее, и сама она имела более здоровый вид. Небо на заднем плане тоже наверняка было не такое бледное.



Кажется, что у дамы нет волос

  • Кажется, что у дамы нет волос

  • Волосы, конечно, есть - они видны выше, под прозрачной головной накидкой Просто по моде того времени женщины выщипывали часть волос надо

  • лбом, чтобы как можно больше открыть лицо. Если бы Мона Лиза увидела

  • наши нынешние прически, она бы ужаснулась и решила, что мы неряхи

  • Почему Леонардо написал ее портрет? Он считал ее красавицей?

  • Этого мы не знаем. Но если супруг Моны Лизы заказал ее портрет, вероятно, в то время подобного рода внешность считалась привлекательной. Иначе он вряд ли стал бы так гордиться красотой жены, чтобы увековечивать ее на

  • портрете!

  • Почему все говорят, что Джоконда очень красивая? Возможно, многим она действительно нравится. А другие, может быть, просто слышали общее мнение и повторяют его по привычке, не думая. Возможно также, что люди воспринимают как единое целое картину и женщину, которая там изображена, и выходит, что коль скоро картина так хороша, то хороша и сама женщина. Но не надо забывать, что речь все-таки идет о разных вещах: это картина, а не реальная женщина из плоти и крови.

  • Во всем мире знаменита картина, а не женщина. Когда говорят

  • «Мона Лиза» или «Джоконда», мы не задумываемся о том,

  • кто была эта женщина, какой у нее был характер, где она жила.

  • Мы вспоминаем саму картину, а не ее героиню.



Почему эта картина так знаменита?

  • Почему эта картина так знаменита?

  • Потому что художнику впервые удалось создать и внушить зрителю ощущение живой жизни. Леонардо не стал изображать свою модель с застывшими чертами лица, как было принято. Он сообщил ее лицу загадочно-неуловимое выражение: это полуулыбка, по которой трудно определить внутреннее состояние молодой женщины.

  • И хотя атмосфера вокруг производит впечатление покоя, кажется, что и освещение вот-вот изменится. Перед зрителем впервые предстала картина, столь тонко передающая движение времени.

  • Что находится на заднем плане?

  • Мона Лиза сидит в лоджии (это просторный открытый балкон), повернувшись лицом к нам, как будто мы сейчас в доме, вместе с художником. За ее спиной пейзаж, который обычно открывается ее взгляду: долины, река, мост, уходящие вдаль дороги.

  • Хотя на картине Мона Лиза изображена одна, она не

  • отгорожена от внешнего мира.



КАРТИНЫ

  • КАРТИНЫ

  • для рассматривания





ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • - О.С.Ушакова, Е.М.Струнина «Методика развития речи детей…» М.,Владос, 2004;

  • - Л.Г.Шадрина, Е.Н.Судакова «Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста в разных типах высказываний » Ульяновск, «Вектор-С», 2009;

  • Франсуаза Барб-Галль «КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ ОБ ИСКУССТВЕ» (С- П., 2007 г.);

  • О.С. Ушакова, Колунова Л. «Развитие образной речи дошкольников»/Детский сад от А до Я -2005 год - №2 ;

  • Е.Лаврентьева «Веселый фразеологический словарь»- РООСА, 2007.



Похожие:

Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconКонкурс: «Наша дошкольная жизнь» Номинация: «Дошкольники в мире творчества»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 комбинированного вида» ( мдоу «Детский сад №11 комбинированного...
Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «солнышко» комбинированного вида г. Нефтегорск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «солнышко» комбинированного вида г. Нефтегорск муниципальное дошкольное...
Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconАвтор проекта: Орина Наталия Ивановна Автор проекта: Орина Наталия Ивановна
Мдоу «Детский сад комбинированного вида №35 «Аленушка-1» г. Ершова Саратовской области» 2010 г
Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconАдрес: 183032 г. Мурманск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад комбинированного вида №21
Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Алёнушка» Дикие животные

Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconГончарова Н. Н. старший воспитатель мдоу детский сад Гончарова Н. Н. старший воспитатель мдоу детский сад
Цель: выведение доу на новый этап развития путем создания инновационной комплексной системы взаимодействия с семьей, обеспечивающей...
Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconФизкультурно-оздоровительная работа детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconГбоу детский сад комбинированного вида №582 игровая коррекция
Теоретическая часть исследования: схема взаимодействия родителя, ребенка и психолога
Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconДетский сад «Дюймовочка» – фундамент жизни Содержание мдоу «Детский сад №88»

Мдоу детский сад комбинированного вида №4 iconПрезентация для педагогов доу фгтк структуре основной образовательной программы доу
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №!2 г. Сердобска
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница