«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина




Название«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина
Дата конвертации04.04.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации


«В сердце светит Русь…»

  • По творчеству С.А. Есенина


«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»

  • «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»

  • С.А. Есенин



Истоки творчества

  • Есенин рос, дыша атмосферой народной поэзии. Семья вдохнула в душу будущему поэту веру и любовь к родине. Православные мотивы воплотились в есенинской поэзии дореволюционных лет с невиданной полнотой. Но позже сам поэт решительно отвергал в себе религиозность и мистицизм, объявляя религиозную символику и церковную лексику в своей поэзии условиями воспитания и той среды, где он вращался в начале своего творческого пути. К разного рода туманным образам в своей лирике сам поэт предлагал относиться как к романтике, «как к сказочному в поэзии».



Родина видится поэту в зеленой шири бескрайних полей с вешними зорями и заоблачной синевой небес, в речных заводях и дремучей глуши лесов, в которых светятся заневестившиеся березки, загадочные клены, кроткие ивы и печальные ели. Поэтический мир Есенина многоцветен. Он не ошибался, когда писал о себе:

  • Родина видится поэту в зеленой шири бескрайних полей с вешними зорями и заоблачной синевой небес, в речных заводях и дремучей глуши лесов, в которых светятся заневестившиеся березки, загадочные клены, кроткие ивы и печальные ели. Поэтический мир Есенина многоцветен. Он не ошибался, когда писал о себе:

  • Родился я с песнями в травном одеяле,

  • Зори меня вешние в радугу свивали.



Есенин вошел в литературу в годы ломки социальных отношений, и поэтому его волновал не только «покойный уголок» «голубой Руси», а вся «далекая и близкая» Родина простых тружеников-хлебопашцев с их невыплаканной песней о тяжелой доле:

  • Есенин вошел в литературу в годы ломки социальных отношений, и поэтому его волновал не только «покойный уголок» «голубой Руси», а вся «далекая и близкая» Родина простых тружеников-хлебопашцев с их невыплаканной песней о тяжелой доле:

  • Сердце гложет плакучая дума…

  • Ой, не весел ты, край мой родной.

  • Или:

  • Черная, потом пропахшая выть!

  • Как мне тебя не ласкать, не любить?



В ряде стихотворений поэта, написанных в годы империалистической войны, была выражена ненависть к ней, несущей людям гибель, разорение и неутешные страдания. Говоря о страшном горе невесты, потерявшей на войне своего суженого («Узоры»), поэт психологически тонко передает ее страдания через градацию – постоянно нарастающую напряженность чувства девушки: «девушка вышивает», «девушка рисует мертвых на поляне», «девушка склонилась, помутился взор», «девушка тоскует», «девушка рыдает», «девушка, как призрак, плачет у окна».

  • В ряде стихотворений поэта, написанных в годы империалистической войны, была выражена ненависть к ней, несущей людям гибель, разорение и неутешные страдания. Говоря о страшном горе невесты, потерявшей на войне своего суженого («Узоры»), поэт психологически тонко передает ее страдания через градацию – постоянно нарастающую напряженность чувства девушки: «девушка вышивает», «девушка рисует мертвых на поляне», «девушка склонилась, помутился взор», «девушка тоскует», «девушка рыдает», «девушка, как призрак, плачет у окна».



Даже стихотворения Есенина о Животных («Песнь о собаке», «Корова», «Лисица»), созданные в разгар войны, воспринимались современниками как антивоенные произведения, осуждающие зло и насилие, взывающие к доброте и человечности на земле.

  • Даже стихотворения Есенина о Животных («Песнь о собаке», «Корова», «Лисица»), созданные в разгар войны, воспринимались современниками как антивоенные произведения, осуждающие зло и насилие, взывающие к доброте и человечности на земле.



«Вот уж вечер. Роса...» (1910)

  • Это стихотворение Есенин обозначил в Собрании, которое готовил во второй половине 1925 года, как «самое первое». На беглый взгляд оно действительно кажется простым и безыскусным. Перед нами знакомые приметы деревенской природы, увиденные глазами влюбленного в нее человека. Он стоит у дороги, «прислонившись к иве», а его взор падает то на блестящие капельки росы на листьях крапивы, то на крышу родной избы или уходит вдаль за реку. Кажется, время остановилось и все замерло вокруг. Но едва заметным штрихом, первыми словами: «Вот уж вечер» — намечено движение времени. Поэтому вся зарисовка в целом воспринимается как картина наступающей летней ночи.



«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914)

  • В данном стихотворении Есенин восклицает:

  • Если крикнет рать святая:

  • «Кинь ты Русь, живи в раю!»

  • Я скажу: «Не надо рая,

  • Дайте родину мою».

  • От произведения веет святой Русью, которой нет конца и края —

  • «Только синь сосет глаза», девичьим смехом и веселым плясом. Здесь хаты — «в ризах образа», а герой «смотрит... поля», как «захожий богомолец». Тем сильнее звучат заключительные строки. Ради любви к родине поэт готов ослушаться святую рать и отказаться даже от рая.



«Край ты мой заброшенный...» (1914)

  • Главным содержанием произведений конца 1914 — начала 1915 годов является трагическое положение деревни в годы войны, когда природа тосковала по хлеборобу, ушедшему на войну. В стихотворении «Край ты мой заброшенный...» дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя.

  • Край ты мой заброшенный,

  • Край ты мой, пустырь.

  • Сенокос некошеный,

  • Лес да монастырь.

  • Избы забоченились,

  • А и всех-то пять.

  • Крыши их запенились

  • В заревую гать.



Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.

  • Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.



Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:

  • Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:

  • Воют в сумерки долгие, зимние,

  • Волки грозные с тощих полей,

  • По дворам в погорающем инее

  • Над застрехами храп лошадей.



Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».

  • Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».



Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающа, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:

  • Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающа, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:

  • Но люблю тебя, родина кроткая!

  • А за что — разгадать не могу.

  • Весела твоя радость короткая

  • С громкой песней весной на лугу.



Понакаркали черные вороны

  • Понакаркали черные вороны

  • Грозным бедам широкий простор.

  • Крутит вихорь леса во все стороны,

  • Машет саваном пена с озер.

  • Грянул гром, чашка неба расколота,

  • Тучи рваные кутают лес.

  • На подвесках из легкого золота

  • Закачались лампадки небес.



Затомилась деревня невесточкой –

  • Затомилась деревня невесточкой –

  • Как-то милые в дальнем краю?

  • Отчего не уведомят весточкой, –

  • Не погибли ли в жарком бою?



Последняя главка — это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни:

  • Последняя главка — это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни:

  • Припаду к лапоточкам берестяным,

  • Мир вам, грабли, коса и соха!

  • Я гадаю по взорам невестиным

  • На войне о судьбе жениха.



Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:

  • Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:

  • Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

  • Лишь к тебе я любовь берегу.

  • Весела твоя радость короткая

  • С громкой песней весной на лугу.

  • Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего — ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.



Особенность есенинского стиха

  • Сергей Есенин – мастер пейзажной лирики. У него поразительно зоркий и обостренно-пристальный взгляд на природу. К неповторимо есенинскому восприятию природы нельзя привыкнуть, она не может оставить чуткого читателя равнодушным, а молодому читателю может приоткрыть тайну глубокого постижения прелести родного края. Читая Есенина, нельзя не восхищаться белым перезвоном березок, алым светом зари, могучим блеском солнца, блестящей росой на крапиве и даже светящейся оловом холодной лужей.



Пейзажная лирика Есенина многокрасочна, многоголоса, физически ощутима. Самые любимые цвета поэта – синий и голубой, столь созвучные скромной, неброской природе его родины – «страны березового ситца». В эти цвета он украшает леса, чащи, поля, степи, сады, деревья, листья, воду, облака, солому и даже времена года и летние месяцы («Май мой синий, июнь голубой»). Эти цветы передают радостное, свежее, элегически-задумчивое, иногда романтически-тревожное восприятие мира.

  • Пейзажная лирика Есенина многокрасочна, многоголоса, физически ощутима. Самые любимые цвета поэта – синий и голубой, столь созвучные скромной, неброской природе его родины – «страны березового ситца». В эти цвета он украшает леса, чащи, поля, степи, сады, деревья, листья, воду, облака, солому и даже времена года и летние месяцы («Май мой синий, июнь голубой»). Эти цветы передают радостное, свежее, элегически-задумчивое, иногда романтически-тревожное восприятие мира.



В стихах Есенина незачем искать внешнего правдоподобия (у него ворон может быть не привычно черным, а желтым, сорока – золотой, лебедь – красным, трава – голубой, прическа – зеленой, а шерсть собаки – синей). Человеку, лишенному воображения, непривычный есенинский мир красок природы может показаться неестественным и нереальным. Но в том-то и состоит подлинная и глубокая правда жизни, что Есенин нередко видит природу обостренно, не только вблизи, но и на расстоянии, при определенном освещении или необычном ракурсе. В результате один образ ассоциативно рождает другой, создавая магию высокой поэзии.

  • В стихах Есенина незачем искать внешнего правдоподобия (у него ворон может быть не привычно черным, а желтым, сорока – золотой, лебедь – красным, трава – голубой, прическа – зеленой, а шерсть собаки – синей). Человеку, лишенному воображения, непривычный есенинский мир красок природы может показаться неестественным и нереальным. Но в том-то и состоит подлинная и глубокая правда жизни, что Есенин нередко видит природу обостренно, не только вблизи, но и на расстоянии, при определенном освещении или необычном ракурсе. В результате один образ ассоциативно рождает другой, создавая магию высокой поэзии.



Воспеваемая им природа очеловечена: она дышит, двигается, живет, печалится и радуется вместе с человеком, как человек. Солнце у него, свесив ноги на бугор, глядит в озера или же, как кошка, трогает волосы поэта, «месяц в облачно тумане водит с тучами игру», а луна хохочет, как клоун. Резвый ветер засыпает, а проснувшись, роняет с кудрей шапку; он может петь и плакать.

  • Воспеваемая им природа очеловечена: она дышит, двигается, живет, печалится и радуется вместе с человеком, как человек. Солнце у него, свесив ноги на бугор, глядит в озера или же, как кошка, трогает волосы поэта, «месяц в облачно тумане водит с тучами игру», а луна хохочет, как клоун. Резвый ветер засыпает, а проснувшись, роняет с кудрей шапку; он может петь и плакать.

  • Нередко поэт и вовсе не проводит границы между живой и неживой природой:

  • В чаще ветер поет иль петух?

  • Может, вместо зимы на полях

  • Это лебеди сели на луг.



Стихи поэта по-народному песенные, мелодичные, музыкальные: не случайно многие из них стали популярными песнями («Клен ты мой опавший, клен заледенелый», «Отговорила роща золотая», «Письмо матери» и др.). А разве не слышится мелодия в словах поэта «не звенит лебяжьей шеей рожь»? В повторяющихся звуках «ж», «ш» (аллитерация) слышится мягкий шелест ржи. Благодаря дважды повторенному сочетанию «урл» мы ясно слышим крик улетающих журавлей: «Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали». А в строках «режет серп тяжелые колосья, как под горло режут лебедей» слышится ужасный скрежет металла (серпа и ножа), безжалостно прерывающего жизнь живому на земле.

  • Стихи поэта по-народному песенные, мелодичные, музыкальные: не случайно многие из них стали популярными песнями («Клен ты мой опавший, клен заледенелый», «Отговорила роща золотая», «Письмо матери» и др.). А разве не слышится мелодия в словах поэта «не звенит лебяжьей шеей рожь»? В повторяющихся звуках «ж», «ш» (аллитерация) слышится мягкий шелест ржи. Благодаря дважды повторенному сочетанию «урл» мы ясно слышим крик улетающих журавлей: «Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали». А в строках «режет серп тяжелые колосья, как под горло режут лебедей» слышится ужасный скрежет металла (серпа и ножа), безжалостно прерывающего жизнь живому на земле.



Пейзажная лирика Есенина дорога нам откровенным любованием природой, которая неотделима от любви к отчему краю, к Родине:

  • Пейзажная лирика Есенина дорога нам откровенным любованием природой, которая неотделима от любви к отчему краю, к Родине:

  • Спит ковыль. Равнина дорогая,

  • И свинцовой свежести полынь.

  • Никакая родина другая

  • Не вольет мне в грудь мою теплынь.

  • . . . . . . . . . . . . . . . .

  • Свет луны, таинственный и длинный,

  • Плачут вербы, шепчут тополя.

  • Но никто под окрик журавлиный

  • Не разлюбит отчие поля.



Высокую оценку пейзажной лирике да и всему творческому дарованию Сергея Есенина дал М. Горький:

  • Высокую оценку пейзажной лирике да и всему творческому дарованию Сергея Есенина дал М. Горький:

  • «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».



Заключение

  • Прошли десятилетия после смерти поэта, но навсегда бессмертной осталась его поэзия. Подлинная классика не стареет: верно отражая свою эпоху, она приобретает новое, современное звучание. Традиции Есенина имеют глубокие корни в так называемой «тихой лирике». Патриотическая поэзия Есенина и сегодня дорога русскому читателю, обращена к уму и сердцу входящей в жизнь молодежи. Безграничная любовь к Родине, предельная искренность и чистота чувств, подлинная гражданственность и высокая художественность – вот те слагаемые таланта, которые поставили Сергея Есенина в первый ряд русских поэтов-классиков.



Учитель русского языка и литературы

  • Учитель русского языка и литературы

  • Бойко Анжелика Петровна



Похожие:

«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconГорячее или холодное Какое оно, моё сердце?
Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в 1 мин., при каждом сокращении выбрасывая около 150 куб см крови. Какой...
«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconЦель работы: познакомить слушателей с одной из интересных сторон жизни С. А. Есенина
Хх века. Я остановлюсь на теме «Женщины в жизни С. Есенина» Цель работы: познакомить слушателей с одной из интересных сторон жизни...
«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconЛюбовь в творчестве и жизни С. Есенина Выполнили: Баянова В., Лескова М
Выяснить, как отражается в лирике С. Есенина любовь к женщине; Определить, как связаны два чувства: любовь к женщине и любовь к Родине...
«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconСочинение по выбору «Мир природы в творчестве С. Есенина»; «Тема деревни в творчестве С. Есенина»
Вернёмся к эпиграфу характеризует ли он лирического героя проанализированных стихотворений?
«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconПрезентация к литературному вечеру: «Жизнь и творчество С. Есенина» Жизнь ценится не за длину…
Т. Ю. Давыдова, учитель русского языка и литературы моу сош №3 г. Нязепетровска Жизнь и творчество С. Есенина
«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconИстоки молитвенности в творчестве С. А. Есенина
Знание молитвенных текстов, сыгравшее впоследствии большую роль в обогащении поэтического лексикона и образного мышления С. А. Есенина,...
«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconТема русской природы в творчестве Сергея Есенина
Сергей Есенин самый популярный, самый читаемый в России поэт. Творчество С. Есенина принадлежит к лучшим страницам не только русской,...
«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconПроследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь
Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме
«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconОбраз матери в поэзии С. Есенина
Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ...
«В сердце светит Русь…» По творчеству С. А. Есенина iconЯ люблю, когда шумят березы, я люблю, когда шумят березы
В центре всего родина-Русь это и красота, счастье, судьба, это и вечность, и его "тихая родина", это Русь, вся земля, всё человечество...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница