Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина»




НазваниеЖанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина»
Дата конвертации03.04.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации


Жанр портрета в русской живописи


И.Никитин «Портрет канцлера Г.И.Головкина»

  • Данный портрет, пожалуй, лучшая работа художника, созданная после его возвращения из пенсионерской поездки. Никитин легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры канцлера.







Созданные Матвеевым образы говорят о зарождающемся интересе к человеку, к его личным качествам и к возможности выразить их живописными средствами. В истории русского искусства произведение Матвеева явилось одновременно первым автопортретом и первым семейным портретом.

  • Созданные Матвеевым образы говорят о зарождающемся интересе к человеку, к его личным качествам и к возможности выразить их живописными средствами. В истории русского искусства произведение Матвеева явилось одновременно первым автопортретом и первым семейным портретом.





Портрет А. М. Измайловой открывает в русской живописи новый тип камерного портрета, который был уже не просто версией парадного изображения, а произведением, обладающим своей спецификой.

  • Портрет А. М. Измайловой открывает в русской живописи новый тип камерного портрета, который был уже не просто версией парадного изображения, а произведением, обладающим своей спецификой.

  • Благодаря погрудному срезу и крупному плану, максимально приближающему модель к зрителю, происходит полная нивелировка жеста и переключение внимания на лицо.



Портрет Сарры Элеоноры Фермор относится к числу лучших работ Вишнякова и наиболее поэтических детских портретов XVIII века. Как свидетельствует старинная надпись на обороте холста, Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет. Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на губах «светская» улыбка. Фон придает портрету репрезентативную пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами, исполненное живости и эмоциональности. В творчестве Вишнякова еще прослеживается связь с парсунной традицией. Это сказалось в плоскостном изображении фигур, неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, а также в написании одежды, в которой не чувствуется объема тела. Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века, производимого в Англии по французским рисункам

  • Портрет Сарры Элеоноры Фермор относится к числу лучших работ Вишнякова и наиболее поэтических детских портретов XVIII века. Как свидетельствует старинная надпись на обороте холста, Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет. Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на губах «светская» улыбка. Фон придает портрету репрезентативную пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами, исполненное живости и эмоциональности. В творчестве Вишнякова еще прослеживается связь с парсунной традицией. Это сказалось в плоскостном изображении фигур, неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, а также в написании одежды, в которой не чувствуется объема тела. Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские специалисты узнают в нем образец шелка середины XVIII века, производимого в Англии по французским рисункам



Аргунов тщательно выписывает фактуры, любуясь переливами тканей, сверканием драгоценностей, каскадами воздушного кружева.

  • Аргунов тщательно выписывает фактуры, любуясь переливами тканей, сверканием драгоценностей, каскадами воздушного кружева.

  • Восхищение красотой материального мира свойственна всей живописи 18в.

  • В камерных портретах кисти Аргунова психологическая характеристика выходит на первый план. Художник вглядывается в лица пристально и заинтересованно, подмечая малейшие особенности внешности и характера, иногда откровенно любуясь их красотой, прежде всего внутренней.



Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

  • На полотне обаятельная юная женщина. Изящный овал лица, тонкие летящие брови, легкий румянец и задумчиво отсутствующий взгляд. В глазах ее гордость и душевная чистота.



Александра Петровна - вторая жена пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского. На портрете ей восемнадцать лет.

  • Александра Петровна - вторая жена пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского. На портрете ей восемнадцать лет.

  • Поэт Струйский издал целый сборник стихов, состоящий лишь из признаний в любви жене.

  • Струйская стала радушной и гостеприимной хозяйкой усадьбы в Рузаевке, где молодоженами был выстроен новый роскошный особняк. Вокруг располагался парк с тенистыми аллеями и проточными прудами.

  • Благополучная супружеская жизнь длилась двадцать четыре года, вплоть до внезапной кончины Николая Струйского в 1796 году. За это время Александра Петровна родила ему восемнадцать детей.

  • Струйская пережила мужа на сорок четыре года. Умерла в 1840 году, ей было восемьдесят пять лет.



Парадные и камерные портреты Дмитрия Григорьевича Левицкого выразили дух Екатерининской эпохи. Левицкий - один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому.

  • Парадные и камерные портреты Дмитрия Григорьевича Левицкого выразили дух Екатерининской эпохи. Левицкий - один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому.



Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II. Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших портретов императрицы, в 1780-х — пятнадцать. Первый из них был  неоднократно повторен художником. При очевидном мастерстве живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных портретов царицы. Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о том, что Левицкий хотя бы раз писал государыню с натуры. Екатерина Алексеевна относилась к русскому художнику без интереса. Она позировала иностранным мастерам.

  • Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II. Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших портретов императрицы, в 1780-х — пятнадцать. Первый из них был  неоднократно повторен художником. При очевидном мастерстве живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных портретов царицы. Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о том, что Левицкий хотя бы раз писал государыню с натуры. Екатерина Алексеевна относилась к русскому художнику без интереса. Она позировала иностранным мастерам.



Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям. Одновременно на государыне царская мантия, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а также красная лента и крест ордена св. Владимира 1-й степени. Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и

  • Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям. Одновременно на государыне царская мантия, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а также красная лента и крест ордена св. Владимира 1-й степени. Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и



«Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ее Императорское Величество. Сжигая на алтаре маковые цветы, она жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны она увенчана лавровым венцом. Знаки ордена Св. Владимира изображают пользу для Отечества. Лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину закона. Победоносный орел заботится о соблюдении правосудия. В дали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».

  • «Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ее Императорское Величество. Сжигая на алтаре маковые цветы, она жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны она увенчана лавровым венцом. Знаки ордена Св. Владимира изображают пользу для Отечества. Лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину закона. Победоносный орел заботится о соблюдении правосудия. В дали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».

  • Левицкий «Собеседник любителей российского слова». СПб., 1783г.



Картину можно расценить как пародию на парадный портрет.

  • Картину можно расценить как пародию на парадный портрет.

  • Прокофий Акинфиевич Демидов – владелец крупнейших горнопромышленных предприятий. Он был одним из самых эксцентричных чудаков своего времени. Вместе с нелепыми прихотями богатого человека в нем уживались любознательность, образованность и щедрость мецената.

  • Научным увлечением Демидова было собирание гербария: его московская усадьба славилась цветниками и ботаническим садом.

  • В типичных парадных портретах XVIII века все компоненты определяли социальное положение модели. В портрете Демидова они имеют другое значение. Каждая деталь - от гербария и лейки на столе до фасада здания - свидетельствует о его увлечениях и характере. Вместо официального мундира на Демидове домашний жилет, панталоны, чулки, халат, колпак, и шарф.



Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого - одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.

  • Контрастом к этому сугубо нестандартному одеянию служит поза портретируемого - одновременно, как и положено, величественная и вместе с тем непринужденная: левая рука опирается на садовую лейку, а жест правой указывает не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму, а на горшки с цветами. Так же контрастно противопоставление предметов обихода с торжественным архитектурным фоном и занавесом, драпирующим колонны.



Новая для русского искусства разновидность жанра – «портрет в роли».

  • Новая для русского искусства разновидность жанра – «портрет в роли».

  • Д.Г. Левицкий воспроизводит сцену из спектакля с участием воспитанниц Смольного института.

  • Тоненькие фигурки актрис особенно пластичны на фоне условных декораций с плоско написанными деревьями.

  • В изысканный цветовой аккорд сливаются шелк светлого платья и насыщенный тон серого сюртука. Задорная живость Хрущевой подчеркивает нежную застенчивость Хованской.



Боровиковский вошел в историю русского искусства как создатель сентиментального портрета, образов человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов, однако образы сближает трактовка их как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром.

  • Боровиковский вошел в историю русского искусства как создатель сентиментального портрета, образов человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов, однако образы сближает трактовка их как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром.

  • Постепенно Боровиковский выработал нечто вроде иконографического канона женских портретов: поясное изображение фигуры, опирающейся на тумбу или дерево, непременно с чем-нибудь в руке; фон, как правило, природный. Фигура всегда размещена на грани темного и светлого.



Таинственный портрет. Как всегда у Боровиковского, она в белом платье и цветном шарфе, немного отодвинута вправо, чтобы мы видели пейзаж. Она чуть кокетлива в повороте, независима, смотрит с некоторым вызовом. свет, скользящий по лицу, кудри, губы, - все в ее лице полно мягкости и лиризма.

  • Таинственный портрет. Как всегда у Боровиковского, она в белом платье и цветном шарфе, немного отодвинута вправо, чтобы мы видели пейзаж. Она чуть кокетлива в повороте, независима, смотрит с некоторым вызовом. свет, скользящий по лицу, кудри, губы, - все в ее лице полно мягкости и лиризма.







Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Фигура обычно располагается на архитектурном или пейзажном фоне. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде - в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля.

  • Парадный (репрезентативный) портрет показывает человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Фигура обычно располагается на архитектурном или пейзажном фоне. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде - в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля.



Парсуна (искажение слова «персона», от латинского persona – личность) – название русской портретной живописи 16-17в. Парсуна лишь условно передавала портретное сходство, по стилистическим особенностям была тесно связана с иконописью, сохраняла идеальность и каноничность образов, плоскостное узорное письмо.

  • Парсуна (искажение слова «персона», от латинского persona – личность) – название русской портретной живописи 16-17в. Парсуна лишь условно передавала портретное сходство, по стилистическим особенностям была тесно связана с иконописью, сохраняла идеальность и каноничность образов, плоскостное узорное письмо.



Похожие:

Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconОсобенности развития русской портретной живописи От парсуны до портрета
Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е гг., однако, в провинции...
Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconНатюрморт в русской и советской живописи 6 класс Жанр живописи
Натюрморт (фр. Nature morte «мертвая природа») изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве
Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconЖ. леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли > Ж. леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли
Х картин этого художника является картина «пётр I на смертном ложе» другой отличительной чертой изобразительного искусства, стал...
Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconXviii век в живописи- это век портрета. Портрет играл ведущую роль в русском изобразительном искусстве. В этой области русские художники не только достигли уровня европейской живописи, но и по праву заняли место среди крупнейших портретистов той эпохи
Портрет играл ведущую роль в русском изобразительном искусстве. В этой области русские художники не только достигли уровня европейской...
Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconУ истоков портретной живописи стоит И. Н. Никитин (1680 – 1742). Он ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой
Именно по портрету можно судить об этом столетии. В этой области русские художники по праву заняли свое место среди крупнейших портретистов...
Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconУзнать определение портрета Узнать определение портрета
Портрет-это (от франц. Portrait-изображение) изображение внешности героя как средство его характеристики
Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconЖивописного портрета, ставшего уже в это время важным, распространённым. Наиболее полными в искусстве начала XVIII века оказались завоевания в области живописного портрета
В истории русской культуры искусству XVIII века принадлежит важная роль. Замечательные успехи русского искусства ХVIII века определялись...
Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconПортрет – Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. Парадный портрет. Словесный портрет. Групповой портрет
Художественное изображение внешности литературного героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его...
Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconКатегория времени в русской исторической живописи XIX века мхк 11 класс

Жанр портрета в русской живописи И. Никитин «Портрет канцлера Г. И. Головкина» iconРомантизм в живописи. Романтизм в живописи
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница