Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия




НазваниеКрещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия
Дата конвертации30.03.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации



  • Крещение жителей древнерус-ского государства - Киевская Русь - представляло собой единовременный акт или обращение в новую веру в различных областях страны происходило в разное время, т.е. – это был долговременный процесс?



Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия.

  • Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия.



Цель

  • Выяснить:

  • становится ли христианство после свершения официального Крещения реальной религией у большинства населения древнерусского государства?



Какая часть населения страны была охвачена христианизацией в правление князя Владимира?

  • Какая часть населения страны была охвачена христианизацией в правление князя Владимира?

  • Какова истинная хронология начальных этапов официального крещения Руси?

  • Как долго продолжался процесс христианизации населения?



  • Проблеме обращения в христианство жителей Древнерусского государства посвящена огромная как научная, так и богословская литература, но многие аспекты этого события до сих пор остаются невыясненными, а значит актуальными.



Христианство, появилось впервые на Руси к середине IX в., но ряд историков считает, что оно было полностью подавлено языческой реакцией, возникшей после захвата Киева князем Олегом в 882 году. Основанием для такого вывода служат договоры князя Олега с Византией, заключенные в 907 и 911 гг., в которых руссы - христиане вовсе не упоминаются.

  • Христианство, появилось впервые на Руси к середине IX в., но ряд историков считает, что оно было полностью подавлено языческой реакцией, возникшей после захвата Киева князем Олегом в 882 году. Основанием для такого вывода служат договоры князя Олега с Византией, заключенные в 907 и 911 гг., в которых руссы - христиане вовсе не упоминаются.

  • Однако уже в договоре князя Игоря с греками, заключенном в 941 году, явственно проступают две сильные группировки: языческая, возглавляемая великим князем и, христианская, в состав которой входят представители высшей феодальной знати и купечества. Христиане в договоре князя Игоря выглядят равноправными членами общества. Они принимают активное участие в решении важнейших вопросов, касающихся внешней политики Киевской Руси.

  • Этот факт наглядно свидетельствует в пользу того, что в 40-е гг. X в. христиане не только жили на Руси, но и играли значительную роль в жизни страны.

  • Согласно летописи, в это время в Киеве существовала соборная церковь св. Ильи, т. е. главная церковь. Следовательно, в 40-е гг. X в. в Киеве были и другие христианские храмы, подчинившиеся соборной Ильинской церкви. Данное обстоятельство заставляет предполагать наличие в столице Руси в это время епископа.



Автор «Повести временных лет» монах Нестор заявляет под 945 г., что в Киеве «мнози бо беша варязи хрестеяне и козаре». Но нельзя думать, что христианами на Руси в это время были исключительно иностранцы. Константин Багрянородный, описывая в своем произведении «О церемониях византийского двора» прием тарсийских послов в 946 г., упомянул руссов - христиан, входивших в состав императорской охраны, т. е. наемников-ркссов, находившихся на службе в Константинополе.

  • Автор «Повести временных лет» монах Нестор заявляет под 945 г., что в Киеве «мнози бо беша варязи хрестеяне и козаре». Но нельзя думать, что христианами на Руси в это время были исключительно иностранцы. Константин Багрянородный, описывая в своем произведении «О церемониях византийского двора» прием тарсийских послов в 946 г., упомянул руссов - христиан, входивших в состав императорской охраны, т. е. наемников-ркссов, находившихся на службе в Константинополе.

  • В летописных источниках середины X в. содержатся сведения не только о крещении княгини Ольги — верховной правительницы Руси, но и об уничтожении ею языческих святилищ, попытке пропагандировать христианство в пределах Древнерусского государства, о существовании в Русской земле в период ее властвования других христианских храмов.

  • Есть упоминание и о существовании русской христианской церковной организации в булле римского папы Иоанна XIII, относящееся к 967 г.

  • Появление в Киеве и Полянской земле в IX—X столетиях большого количества захоронений по способу ингумации также свидетельствует о широком распространении там христианства.



Причины установления новой религии

  • Причины установления новой религии

  • - христианства:

  • Внутри общества «военной демократии» возникал феодальный класс. Для его жизнеобеспечения были необходимы безропотные, задавленные государством

  • производители (крепостные крестьяне), которые были бы

  • привязаны к своим земельным наделам и не помышляли ни о каких выступлениях против своих господ.



  • 2) Изъятие у крестьян прибавочного продукта приводило сокращению их возможностей накопления богатств для обеспечения хорошего удела в загробном мире.

  • 3) Языческая идеология толкала народные массы на борьбу за политические и экономические свободы, что не соответствовало интересам нарождающегося класса феодалов.



4) Изъятие у крестьян прибавочного продукта приводило сокращению их возможностей накопления богатств для обеспечения хорошего удела в загробном мире.

  • 4) Изъятие у крестьян прибавочного продукта приводило сокращению их возможностей накопления богатств для обеспечения хорошего удела в загробном мире.

  • 5) Языческая идеология толкала народные массы на борьбу за политические и экономические свободы, что не соответствовало интересам нарождающегося класса феодалов.



  • 5) В IX—X вв. происходит процесс постепенной христианизации стран Центральной Европы; государства Южной и Западной Европы были христианизированы еще раньше.

  • Таким образом, к X в. Русь оказывалась в состоянии политической изоляции от христианских государств Европы, если она не приняла бы христианство.



6) Язычество сильно затрудняло и торговые взаимоотношения Руси с христианскими странами. Христианское духовенство всегда относилось к язычникам непримиримо и могло натравить население собственной страны на язычников, объявить привозимые ими на международные рынки товары «погаными».

  • 6) Язычество сильно затрудняло и торговые взаимоотношения Руси с христианскими странами. Христианское духовенство всегда относилось к язычникам непримиримо и могло натравить население собственной страны на язычников, объявить привозимые ими на международные рынки товары «погаными».

  • Русские феодалы и купцы между тем были кровно заинтересованы в торговых связях с христианскими державами Европы, а в особенности с Византией, куда они сбывали излишки получаемого от населения продукта (хлеб, воск, меха) и откуда получали товары, не производившиеся на Руси.



Поэтому и не случайно, что первыми русскими христианами выступают в источниках именно купцы. Купцам – христианам было неизмеримо проще осуществлять торговые сделки со своими партнерами из христианских стран, чем купцам язычникам

  • Поэтому и не случайно, что первыми русскими христианами выступают в источниках именно купцы. Купцам – христианам было неизмеримо проще осуществлять торговые сделки со своими партнерами из христианских стран, чем купцам язычникам

  • 7) Нуждалось русское государство и в иностранных специалистах — строителях, архитекторах, оружейниках, ювелирах, гончарах, умеющих создавать тонкостенную гончарную посуду, в ремесленниках иных профилей.

  • Однако появление таких специалистов на Руси не могло не встретить сопротивление со стороны языческих волхвов, которые враждебно относились к христианам.



Почему простой народ сопротивлялся Крещению и Христианизации?

  • Народные массы Руси язычество устраивало. Оно призывало людей на борьбу за личную свободу, за накопление богатств каждым членом общины , на отказ от выплаты дани князьям и дружинникам и не выполнять тяжелые феодальные повинности. К тому же язычество - привычная религия, которую исповедовали отцы, деды, прадеды.

  • Рядовые жители Руси не участвовали в международной торговле, в управлении государством, поэтому затруднения феодалов, купцов в области внешней политики их совсем не волновали. Большинство жителей страны, несомненно, ничего об этих трудностях и не знало.

  • Естественно, что главными врагами христианства были языческие волхвы, весьма почитаемые рядовыми жителями страны, а также и определенной частью знати.



Таким образом, язычество оказалось сильнейшим тормозом развития нового, более прогрессивного, хотя и жестокого, феодального строя.

  • Таким образом, язычество оказалось сильнейшим тормозом развития нового, более прогрессивного, хотя и жестокого, феодального строя.

  • Поэтому вопрос о замене язычества христианством был поднят частью русской знати еще в IX в, но решился на христианизацию Древнерусского государства в X в. князь Владимир Святославич. Именно решился, т.к. ему пришлось преодолеть жесточайшее сопротивление волхвов и непонимание крестьян, горожан, т.е. простого населения.

  • Обряд крещения состоялся летом 988 года, сначала крестили в водах реки Днепр ( и его притока Почайны) киевлян, а затем – жителей других русских городов.



Автор «Памяти и похвалы Владимиру» отметил: «Крести же ся сам князь Володимер и чада своя... Крести же и всю землю Русскую от конца и до конца... всю землю Русскую и грады вся украси святыми церквами....бе щисла душь по всей земли Русской приведены к богу святым крещением».

  • Автор «Памяти и похвалы Владимиру» отметил: «Крести же ся сам князь Володимер и чада своя... Крести же и всю землю Русскую от конца и до конца... всю землю Русскую и грады вся украси святыми церквами....бе щисла душь по всей земли Русской приведены к богу святым крещением».





Вывод

  • Таким образом, данные самых разнообразных, разновременных, не связанных друг с другом источников дают мне основание заключить, что князем Владимиром Святославичем ( Красное Солнышко) в 988 году была крещена большая часть населения древнерусского государства – Киевская Русь.

  • Об этом свидетельствуют Воскресенская, Никоновская летописи, труды арабского историка Якова Антиохийского, византийского императора Василия II Болгаробойцы, который прислал к русскому властелину митрополитов и епископов, которые «окрестили царя» (так он титуловал великого киевского князя) и всех, кого обнимали его земли.

  • Но процесс христианизации Древнерусского государства продолжился и в XI –XII в.в. Сопротивление языческих волхвов преодолевали военной силой.



Методы исследования

  • Мне стало интересно отношение и знания моих современников и людей постарше к данному вопросу и я провела небольшое исследование









В результате:

  • В результате:



Похожие:

Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconСоциально-экономические, политические и личные права и свободы. Социально-экономические, политические и личные права и свободы
Действующее сегодня Российское законодательство предоставляет гражданину широкий спектр прав
Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconРекреационное хозяйство кбр
Благоприятные природно-климатические, социально-исторические и экономические условия способствовали организации здесь рекреационной...
Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconЗнакомство с содержанием международных документов о правах ребенка
Провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу...
Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconЦель : цель
Проанализировать основные экономические показатели развития, социально-экономические процессы, влияющие на благосостояние
Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconАлгоритм изучения темы Причины быстрого развития образования в США
Факторы, повлиявшие на развитие образования (экономические, культурно-политические)
Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconЛекция Н. А. Макашевой для 2-ого курса
Социально экономическая философия и политические предпочтения Дж. М. Кейнса. Новый либерализм
Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconЗдоровьесберегающая среда в начальной школе Социально-педагогические условия формирования основ культуры здорового образа жизни
Социально-педагогические условия формирования основ культуры здорового образа жизни
Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconПолитический процесс и политические режимы Александр Сунгуров
...
Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconЭкономические Экономические
Разрастание династии Рюриковичей. Династические распри внутри их Дома. Образование новых княжеских династий
Крещению Руси способствовали назревшие социально – экономические и политические условия iconАзиатская территория России Ю. А. Анохин, ведущий автор, ргii глава 10: Азия
...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница