Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл




НазваниеЧистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл
Дата конвертации30.03.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации





Чистый месяц в росе плыл.

  • Чистый месяц в росе плыл.

  • Белый, стольный град Владимир

  • Звон неведомый, родимый

  • Над землёю рассыпа.

  • Перворожден и селён,

  • Плыл он, ритмом покоряя,

  • Плыл, как будто укоряя,

  • Из Владимирских времён.

  • И внимал, я- внук славян-

  • Чуду с гордостью и грустью,

  • Благовест летел над Русью,

  • Новый день благословлял.

  • А. Пономарев





  • 1. Первое упоминание о колоколах относится к 1066

  • году и связано со звонницей Святой Софии

  • Новгородской.

  • 2. Первое применение колоколов при христианском

  • богослужении, церковное предание относит к святому

  • Павлину, епископу Ноланскому (353-431). В одном из снов

  • он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные

  • звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали святому

  • Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при

  • богослужении.

  • 3.Колокола помещали в звонницах храма, но очень часто —

  • На специальных сооружениях рядом с церковью —

  • колокольнях (с XIX в.).



  • 4.В Москве до революци1917г.

  • насчитывалось примерно

  • 4000 храмов. На их звонницах

  • и колокольнях было по 5-10

  • колоколов, иногда и больше;

  • для разных случаев- праздник,

  • будни, беда – использовались

  • разные колокола.



5.На колокольне

  • 5.На колокольне

  • Ивана Великого в

  • Кремле,

  • построенной

  • в 1505-1508 гг.

  • и имеющей

  • высоту 81 м,

  • было 52 колокола

  • (в последствии-37)





7. Лебедя (сделанного в

  • 7. Лебедя (сделанного в

  • 1550 г.) - 2200 пудов

  • (36,08 м); Большого

  • Успенского (1654 г.) –

  • 8000 пудов (131,2 м)



8. Огромнейший и

  • 8. Огромнейший и

  • единственный по

  • своей величине во

  • всем мире считается

  • московский Царь-

  • колокол

  • (1735 г.), его масса

  • свыше 12000 пудов

  • (196,8 м.)



9. Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал ее силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал — это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покоренного города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разру­шали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города

  • 9. Звон колокола был голосом Родины. Он воспевал ее силу и красоту, он напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал — это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покоренного города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разру­шали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города



10. Колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспе­вания в различных областях искусства — литературе, поэзии, живописи, музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения: вспомним М. Мусоргского и его оперу «Хованщина», «Борис Годунов», а также оперу М. Глинки «Жизнь за царя»,

  • 10. Колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспе­вания в различных областях искусства — литературе, поэзии, живописи, музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения: вспомним М. Мусоргского и его оперу «Хованщина», «Борис Годунов», а также оперу М. Глинки «Жизнь за царя»,

  • А. Бородина с «Князем Игорем», Н. А. Римского Корсакова - «Сказка о царе Салтане» и «Псковитянка» (для постановки последней Большой театр в начале XX в. приобрел колокол массой 170 пудов)







  • Колокол-это самозвучащий музыкальный инструмент». Такое научное опре­деление дает Энциклопедический словарь. «Оп­рокинутая чаша с малиновым звоном» — опреде­ление второе, поэтическое; один из древнейших символов православной Руси, а ныне еще и при­мета ее возрождения - определение третье. Метал­лическая чаша, перевернутая вверх дном, внутри которой по центру дна подвешен металлический «язык» (см. рис.); при их взаимном перемещении (например, движении «языка» при помощи верев­ки) происходит удар о стенку чаши, и та издает звук. Это - четвертое определение — описание





  • У каждого колокола есть основной тон,

  • соответствующий высоте его звуча­ния, и

  • богатый, характерный только для него набор

  • добавочных тонов — более низких и более

  • высоких. Именно они и создают разнообразие

  • тембров, по кото­рым различают голоса колоколов

  • с одинаковой высотой основного тона..



  • Рассмотрим физический механизм звучания. При ударе

  • языком колокола о стенку бронзовой чаши возникает ее

  • упругое дрожание, которое представляет со­бой сумму

  • многих собственных колебаний звуковой частоты. Cтена

  • колеблющегося колокола разделена «меридианами

  • покоя», число которых может быть 4 или 6, или 8, или

  • 10. В те моменты, когда в данном из секторов стенка

  • «всучивается», в соседних - она в покое.



Но есть и

  • Но есть и

  • другие виды колебаний колокола.

  • Чтобы представить их,

  • перейдем от объема к плоскости:

  • мысленно превратим колокол в

  • круглую плоскую металлическую

  • пластину.

  • Закрепим ее в центре, насыпем тонкий

  • ровный слой

  • песка и приведем в колебательное

  • движение, проводя по

  • краю пластины смычком. На

  • поверхности пластины

  • образуются песчаные узоры – фигуры

  • Хладни (название дано по имени

  • изучавшего их немецкого ученого Э. Ф.

  • Хладни).



Причина их образования — собственные

  • Причина их образования — собственные

  • колебания пластины: колеблющиеся секторы

  • пластины, вспучиваясь, стряхивают с себя

  • песок, и он собирается вдоль линий покоя.

  • Хладниевые фигуры, таким образом, свидетельствуют о том, что пластина

  • разделена, не только меридианами, но и

  • параллелями покоя. Каждому сочетанию

  • меридианов и параллелей покоя

  • соответствует своя частота колебаний: более

  • высоким частотам соответствует более

  • дробная сетка линий покоя.



На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопро­сов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной сте­нок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоничес­кое звучание, т.е. такое, при котором добавочные тоны (обертоны) гармонично сочетались с основным, создавая единое пре­красное целое. Все практические находки тщательно записывались, составлялись таблицы размеров, масс, состава метал­ла. Эти сведения часто храни­лись в секрете. Основные таб­лицы были сделаны в XVI в.

  • На протяжении многих веков литейщики колоколов искали решение вопро­сов, какими должны быть пропорции между размерами и массой, толщиной сте­нок в разных сечениях, какой быть форме колокола, чтобы получить гармоничес­кое звучание, т.е. такое, при котором добавочные тоны (обертоны) гармонично сочетались с основным, создавая единое пре­красное целое. Все практические находки тщательно записывались, составлялись таблицы размеров, масс, состава метал­ла. Эти сведения часто храни­лись в секрете. Основные таб­лицы были сделаны в XVI в.



  • Но только в XVIII в. удалось найти такую «правильную»

  • форму колокола, при которой он звучал особенно

  • гармонично: было значительно расширено основание и

  • наращена нижняя часть, ей придан вид заостренной

  • массивной «губы». Вырабо­тался тип русского колокола. В

  • нем диаметр нижней части равен высоте колокола, а диаметр

  • верхней части- половине диаметра нижней. (Отметим для

  • сравнения: китайский колокол более сжат внизу и дает

  • глухой звук.)

  • В тоже время литейщики пришли к выводу, что при таком

  • профиле колокол может давать, совмещая, три гармонических

  • тона, но при этом сила трезвучия поглощает добавочные

  • тона.



  • Несколько слов о «языке» колокола. «Язык»

  • изготавливают из железа. Масса его обычно составляет

  • 1/25 от массы

  • колокола(для больших колоколов - это отношение

  • меньше). Форма может быть различной: она зависит от

  • способа возбуждения звука — раскачивают ли «язык»

  • или раскачивают колокол; первый способ — русский,

  • второй-западноевропейский.

  • В начале XX в. по количеству, качеству и величине

  • колоколов, гармонии дава­емых ими звуков Россия

  • занимала в мире первое место.

  • Обратим теперь внимание на явление резонанса.

  • Устройство колокола тако­во, что его звучание — это

  • дуэт металла и столба воздуха в нем, который приходит

  • в колебательное движение с частотой, равной частоте

  • колебаний стенок совер­шая вынужденные колебания.

  • Чтобы собственная частота колебаний столба воз­духа

  • совпадала с частотой колебаний стенок колокола, столб

  • должен иметь опре­деленные параметры и ударять по

  • нему надо в определенные моменты.

  • Благодаря резонансу возрастает амплитуда и энергия

  • звуковой волны и, как следствие, — грамотность звука



В звоне (звуке) колокола, т. е. в его звуковом спектре,

  • В звоне (звуке) колокола, т. е. в его звуковом спектре,

  • присутствуют неслыш­ные звуки — ультразвук и

  • инфразвук. Наше ухо не воспринимает их, но человек -

  • биологическая система, и поэтому, так или иначе,

  • отзывается на их воздействие. Не потому ли, когда бьют

  • колокола, в душе возникают ощущение торжественности

  • причастности к чему-то духовно высокому и светлому,

  • ощущение неразрыв­ной связи со своей родиной, со

  • своим народом, его историей и традициями; или,

  • наоборот, душой овладевают печальные, тревожные

  • чувства?

  • Колокол русский народный,

  • Колокол храма святой,

  • Чуден голос свободный,

  • Люб отголосок мне твой.

  • Чистые, чудные звуки

  • Любо душою ловить,

  • Или тревожные муки

  • В сердце больном хоронить…





  • Колокола, как мы уже говорили, размещают на

  • колокольнях — специальных башнях с

  • открытым верхним ярусом, стоящим рядом с

  • храмом, или на звонницах - особых

  • надстройках с проемами на самом храме.

  • Колокольня Ивана Великого в московском Кремле

  • (построенная в 1505-1600 гг.)



  • В их устройстве тоже используются

  • явление резонанса, причем с древних вре­

  • мен. Так, в верхней части колоколен и

  • звонниц, их шатрах (см. рис.) распола­

  • гаются «слухи» (2) отверстия (окошечки,

  • убывающие по величине к вершине) для

  • резонанса звука.

  • Размеры отверстий делаются такими,

  • Чтобы частота колебаний столба воздуха в

  • Них совпадала с частотой звучания

  • колокола, («звона») (3). Кроме того, в

  • толщу стен барабанов (4) иногда

  • встраивают пустые глиняные кувшины или

  • горшки - «голосники», которые выполня­ют

  • такую же роль, как и «слухи»





  • В роли резонатора выступает также просторное и пустое

  • пространство перво­го этажа звонниц, а в колокольне —

  • весь внушительный по высоте (не в один деся­ток метров)

  • столб воздуха в ней.

  • На звонницах и колокольнях размеща­ли обычно сразу несколько

  • колоколов.





Многовековой опыт русских мастеров показал, что из всех материалов

  • Многовековой опыт русских мастеров показал, что из всех материалов

  • наилучший для изготовления колоколов — бронза, состав которой: 4 части

  • меди и 1 часть олова (80 и 20% соответственно). Этот сплав слабо рассеивает

  • механи­ческую энергию за период колебания: у бронзы доля рассеяния

  • наименьшая -0,005, в то время как у меди - 0,03, латуни - 0,015, стали - 0,035.

  • Другие характеристики бронзы таковы:

  • плотность д=8800 кг/м3;

  • модуль Юнга Е - 1,0 . 10" Н/м2;

  • температура плавления tM - 880 °С;

  • твердость по Бринеллю 7,5 . 108 Н/м2

  • Медь и олово - мягкие материалы, но в сплаве делаются твердыми. Цвет

  • сплава - серовато-стальной, вид — однородный. В сплаве присутствуют и

  • примеси (этого просто не избежать): наибольшее количество свинца (около 2 %),

  • цинка (1,2 %), железа (1,2 %); но это вредные примеси: так, наличие свинца

  • сни­жает звонкость и твердость. При литье колоколов важно соблюдать

  • процентное соотношение олова и меди в материале, поскольку избыток олова

  • придает коло­колу звонкость, но делает бронзу более хрупкой.





Многовековой опыт русских мастеров показал, что из всех материалов

  • Многовековой опыт русских мастеров показал, что из всех материалов

  • наилучший для изготовления колоколов — бронза, состав которой: 4 части

  • меди и 1 часть олова (80 и 20% соответственно). Этот сплав слабо рассеивает

  • механи­ческую энергию за период колебания: у бронзы доля рассеяния

  • наименьшая -0,005, в то время как у меди - 0,03, латуни - 0,015, стали - 0,035.

  • Другие характеристики бронзы таковы:

  • плотность д=8800 кг/м3;

  • модуль Юнга Е - 1,0 . 10" Н/м2;

  • температура плавления tM - 880 °С;

  • твердость по Бринеллю 7,5 . 108 Н/м2

  • Медь и олово - мягкие материалы, но в сплаве делаются твердыми. Цвет

  • сплава - серовато-стальной, вид — однородный. В сплаве присутствуют и

  • примеси (этого просто не избежать): наибольшее количество свинца (около 2 %),

  • цинка (1,2 %), железа (1,2 %); но это вредные примеси: так, наличие свинца

  • сни­жает звонкость и твердость. При литье колоколов важно соблюдать

  • процентное соотношение олова и меди в материале, поскольку избыток олова

  • придает коло­колу звонкость, но делает бронзу более хрупкой.



В православной традиции колокольный звон имеет не только значение сигнала, призывающего к молитве, но и настраивающего человека на определенный лад, вызывающий глубокие переживания контакта с Высшими силами. Не зря колокол называют "звуковым солнцем", благовестом. Колокольные звоны применяли в лечении психосоматических заболеваний, таких как гипертоническая, язвенная болезни, бронхиальная астма и другие. Звоны использовали также при невротических реакциях. Сегодня уже доказано: акустическая волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.

  • В православной традиции колокольный звон имеет не только значение сигнала, призывающего к молитве, но и настраивающего человека на определенный лад, вызывающий глубокие переживания контакта с Высшими силами. Не зря колокол называют "звуковым солнцем", благовестом. Колокольные звоны применяли в лечении психосоматических заболеваний, таких как гипертоническая, язвенная болезни, бронхиальная астма и другие. Звоны использовали также при невротических реакциях. Сегодня уже доказано: акустическая волна при звоне колоколов распространяется в форме креста. Звук, спускаясь с небес на землю, словно крестит округу.

  • Недаром говориться: "Если икона - это молитва в красках, храм - молитва в камне, то колокол - это молитва в звуке, икона звучащая. Это тот отлитый из бронзы звук, который русское ухо православного человека выбрало для себя как идеал".



Тема колокольного звона была любима художниками, и музыкантами. Пожалуй, ни в одной из музыкальных культур нет столь частого и поэтичного воспроизведения колокольного звона.

  • Тема колокольного звона была любима художниками, и музыкантами. Пожалуй, ни в одной из музыкальных культур нет столь частого и поэтичного воспроизведения колокольного звона.

  • Колокольный звон, особенно пасхальный, часто становился темой для народных преданий, песен, сказок и легенд. Этот образ использовался в художественной литературе - М.Ю. Лермонтовым, А.И. Куприным, Всеволодом Гараниным, А. Цветаевой.

  • Советский кинематограф с первых лет своего существования включил образ колокола в разноплановый арсенал своих художественных средств.

  • В 1963 году, по просьбе кинорежиссера Сергея Бондарчука, были проведены масштабные записи настоящего колокольного звона. Колокола звучат в кинофильмах, в числе которых - "Война и Мир", "Жестокий романс", "Россия Молодая", "Собачье сердце"... Все без исключения зрители, видевшие фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев", запомнили новеллу "Колокол"



Для нас, сегодняшних россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и наука, и любовь к Родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа.

  • Для нас, сегодняшних россиян, в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и наука, и любовь к Родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа.

  • Малиновый звон на заре

  • Скажи моей милой земле,

  • Что я в неё с детства влюблён,

  • Как в этот малиновый звон.

  • А. Поперечный



МАЛИНОВЫЙ ЗВОН

  • МАЛИНОВЫЙ ЗВОН

  • Н. Гнатюк





Похожие:

Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл iconЧистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» и«Псковитянка» Колокол это «самозвучащий сигнальный музыкальный инструмент»
Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл icon2 задание. Произвольно перемещайте экран и линейку. Зафиксируйте изменения очертаний теней и полутеней. Запишите результат наблюдений. 3 задание
У козьмы Пруткова есть афоризм: «Если у тебя спрошено будет: что полезнее, Солнце или месяц? ответствуй: месяц. Ибо Солнце светит...
Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл iconПрезентация подготовила ученица 9 б класса Павлова Екатерина Имя происходит от греческого слова `катариос`, означающего `чистый, непорочный`
Имя происходит от греческого слова `катариос`, означающего `чистый, непорочный`
Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл iconСостав базовой оплаты труда (тыс рублей в месяц) Состав базовой оплаты труда (тыс рублей в месяц)
Совместителям, работающим в других вузах на основной ставке, компенсация на книги не оплачивается
Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл iconЧистый воздух
В зимний период прогулка с маленькими детьми проводится при температуре -15градусов
Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл iconПравила биржевой торговли должны соответствовать требованиям допс правила биржевой торговли должны соответствовать требованиям допс биржевой товар: мощность
Дискретность периода поставки: месяц, стандартный сдм на месяц поставки m и следующие за ним месяцы может быть заключен на бирже...
Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл iconБелый лебедь, лебедь чистый, Белый лебедь, лебедь чистый

Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл iconБелый лебедь, лебедь чистый, Белый лебедь, лебедь чистый

Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл iconКоличество публикаций за месяц Количество публикаций за месяц

Чистый месяц в росе плыл. Чистый месяц в росе плыл iconУпрощённый порядок расчёта тарифа на вывоз мусора
...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница