Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры»




НазваниеСамые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры»
Дата конвертации30.03.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации



  • Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры».

  • Чем сложен новый предмет? Какой он?

  • Предмет вводится в рамках культурологического подхода – ключевое слово в названии предмета «культура», а не религия и не вероучение. Предмет носит развивающий и просветительский характер. Он, безусловно, мировоззренческий, поскольку в нем поднимаются вопросы именно мировоззренческие. Предмет позволяет учесть права всех граждан государства; он представляет разные позиции в мировоззрении людей и говорит о том, что у разных людей есть все основания для того, чтобы иметь разные мировоззренческие позиции.



 

  •  

  •  

  • Гуманистическая направленность образования основывается на праве ребенка получать всю полноту знаний о мире, мировой культуры и о традиционных религиях как важной составляющей этой культуры.



У нас светское государство и светская школа. Светскость в широком смысле этого слова отражает одну из важнейших характеристик общественных отношений и принципов построения и деятельности государства: признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы вероисповедания, совести, убеждений и мысли. Светскость государства и школы определяется, в частности, характером отношений, сложившихся между ними и религиозными организациями, признанием свободы вероисповедания и мировоззренческих позиций всех граждан страны и участников образовательного процесса.

  • У нас светское государство и светская школа. Светскость в широком смысле этого слова отражает одну из важнейших характеристик общественных отношений и принципов построения и деятельности государства: признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы вероисповедания, совести, убеждений и мысли. Светскость государства и школы определяется, в частности, характером отношений, сложившихся между ними и религиозными организациями, признанием свободы вероисповедания и мировоззренческих позиций всех граждан страны и участников образовательного процесса.

  • Это означает, что применительно к вводимому предмету, духовно-нравственная культура, включающая в себя в том числе и знания о религиях, должна преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в неконфессиональном варианте, как развивающее знание. Духовно-нравственное образование должно иметь общественно значимый результат, что предполагает знакомство школьников с основными общечеловеческими, общегражданскими и общенациональными ценностями и этическими нормами и «присвоение» этого знания. Очевидно, что наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, устройстве общества, культуре невозможно не знакомить учащихся с основами религиозной культуры в целом и традиционными для нашей страны религиями.



Благодаря введению нового предмета ребенок может получить первичное системно-целостное представление о картине мира и духовном развитии человечества уже в начальной школе. Основой для этого могут стать знания, также послужат результаты, полученные при изучении предметов начальной школы («Окружающий мир», «Литературное чтение») и дополненные новым предметом. В перспективе содержание и способы деятельности, присущие новому предмету, могут стать соответствующей возрасту и учебному опыту школьников пропедевтикой изучения курсов истории, обществознания, биологии, русского языка, литературы, мировой художественной культуры и других предметов основной школы — т. е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний, формирования общекультурной эрудиции. В то же время очевидна и внепредметная, внешкольная составляющая нового курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем и вне системы образования. То есть, новый предмет может способен выполнять просветительскую функцию, быть развивающим предметом.

  • Благодаря введению нового предмета ребенок может получить первичное системно-целостное представление о картине мира и духовном развитии человечества уже в начальной школе. Основой для этого могут стать знания, также послужат результаты, полученные при изучении предметов начальной школы («Окружающий мир», «Литературное чтение») и дополненные новым предметом. В перспективе содержание и способы деятельности, присущие новому предмету, могут стать соответствующей возрасту и учебному опыту школьников пропедевтикой изучения курсов истории, обществознания, биологии, русского языка, литературы, мировой художественной культуры и других предметов основной школы — т. е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний, формирования общекультурной эрудиции. В то же время очевидна и внепредметная, внешкольная составляющая нового курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем и вне системы образования. То есть, новый предмет может способен выполнять просветительскую функцию, быть развивающим предметом.



Культурные, в том числе религиозные, традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам, чтобы избегать разного рода недоразумений и конфликтов, возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, следует важно знать, что для него свято, как он может понять и интерпретировать те или иные наши поступки или слова. Это знание также поможет лучше узнать и самих себя, будет способствовать гражданской и культурной самоидентификации.

  • Культурные, в том числе религиозные, традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам, чтобы избегать разного рода недоразумений и конфликтов, возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, следует важно знать, что для него свято, как он может понять и интерпретировать те или иные наши поступки или слова. Это знание также поможет лучше узнать и самих себя, будет способствовать гражданской и культурной самоидентификации.



Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Но наряду с умением избегать конфликтов важно сохранение своего «я», наличие твердых принципов, не позволяющих человеку поступаться своей совестью, предавать личные, семейные, национальные, государственные интересы, идеалы и ценности. Культурная толерантность и самоидентичность — это необходимые условия для жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме.

  • Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Но наряду с умением избегать конфликтов важно сохранение своего «я», наличие твердых принципов, не позволяющих человеку поступаться своей совестью, предавать личные, семейные, национальные, государственные интересы, идеалы и ценности. Культурная толерантность и самоидентичность — это необходимые условия для жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме.





30 уроков, первые два урока общие для всех модулей.

  • 30 уроков, первые два урока общие для всех модулей.

  • Учебники поделен на разделы: в светской этике их 8, в основах мировых религиозных культур – 7.

  • В каждом учебнике в конце помещен словарь и Приложение, в котором есть дополнительные тексты к урокам или задания, в основном практического характера – сделать что-то своими руками.

  • О содержании разделов кратко говорится в шмуцах.









Первые общие уроки: «Россия –наша Родина». «Духовные ценности человечества. Культура. Религия».

  • Первые общие уроки: «Россия –наша Родина». «Духовные ценности человечества. Культура. Религия».





Этика - философское исследование морали и нравственности. Практически эти слова обозначают один и тот же смысл.. Первоначальный смысл слова этос, которое обозначил Аристотель, было «место совместного проживания - совместное жилище – человеческий дом, птичье гнездо, звериное логово» и правила, порождённые совместным общежитием. Далее и в современной интерпретации оно включало в себя нормы и правила, сплачивающие общество, предполагающие преодоление агрессивности и индивидуализма.

  • Этика - философское исследование морали и нравственности. Практически эти слова обозначают один и тот же смысл.. Первоначальный смысл слова этос, которое обозначил Аристотель, было «место совместного проживания - совместное жилище – человеческий дом, птичье гнездо, звериное логово» и правила, порождённые совместным общежитием. Далее и в современной интерпретации оно включало в себя нормы и правила, сплачивающие общество, предполагающие преодоление агрессивности и индивидуализма.

  • Позднее , это слово стало обозначать устойчивую природу какого- либо явления, обычай, от них – в этом смысле - нрав человека, его характер. Аристотель, образовав от «этоса» слово «этический» стал обозначать им лучшие человеческие качества – добродетели, которые в принципе и обеспечивают мирное совместное проживание людей вместе и состояние внутренней гармонии с самим собой. Многие из этих добродетелей , например, мужество, умеренность, щедрость, великодушие справедливость и другие человек может в себе развить сам.



Древнегреческий философ Цицерон для перевода слова «этос» взял слово «мораль», образовав прилагательное «моральный». Эти слова – «этос- этический / мораль- моральный – одно греческое, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». В русском языке это слово «нравственность». Так и получается, что все эти слова в сущности обозначают одно и то же понятие.

  • Древнегреческий философ Цицерон для перевода слова «этос» взял слово «мораль», образовав прилагательное «моральный». Эти слова – «этос- этический / мораль- моральный – одно греческое, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». В русском языке это слово «нравственность». Так и получается, что все эти слова в сущности обозначают одно и то же понятие.



  • .



  • Сквозные герои – брат и сестра. Она – студентка университета, которая изучает этику в курсе философии, Игорь начинает знакомиться с основами этики в школе. На первых уроках в диалоге брата и сестры обсуждается , что такое философия и этика; чему они учат, кто такие философы, что из себя представляют философские рассказы для детей, которые побуждают к размышлениям на важные жизненные темы. Предлагается прочитать один из рассказов из книги В.Тарасова «Философские рассказы для детей», ответить на вопросы, самим придумать философский рассказ, нарисовать к нему сопровождающие его рисунки-комментарии, доказать, почему придуманный рассказ может считаться «философским».



  • Читаем рассказ – думаем, о чем он?

  • «Запускаем» механизм размышления.

  • Но мы учимся думать на всех уроках,

  • в чем же особенность уроков философии?

  • В том, что на них мы размышляем о вечных

  • вопросах человечества. Размышляем,

  • Рассуждаем, высказываем свою точку

  • Зрения, прислушиваемся к мнению других.





Добро и зло. Проблема критериев добра и зла. Поступки с точки зрения понимания добра и зла.

  • Добро и зло. Проблема критериев добра и зла. Поступки с точки зрения понимания добра и зла.

  • Проблема смысла жизни и назначения человека.В чем смысл человеческой жизни и как ее можно прожить.

  • Проблема справедливости.

  • Проблема должного. Долг и ответственность.

  • Отношение человека в миру, к другим людям, к самому себе.

  • Формулировки даны для взрослых. Этические проблемы разбираются в курсе предмета, конечно, с учетом возрастных особенностей учащихся – этот принцип –принцип возрастосообразности, наряду с культурологическим, является основным в построении курса.



  • Концептуальные основы данного УМК основываются на положениях о:

  • о культурологическом подходе, просветительском и развивающем характере нового предмета;

  • об обязательной направленности курса на объединение обучающихся, а не на их разобщение (при внешнем организационном делении детей на группы);

  • о возрастосообразности (учет возрастных особенностей учащихся в процессе обучения, воспитания и социализации; учет ситуации перехода детей из начальной в основную школу).



Раздел 3. Этические учения о добродетелях.

  • Раздел 3. Этические учения о добродетелях.

  • Что такое добродетель. Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества. Терпение и терпимость.

  • Раздел 4. Этика о нравственном выборе.

  • Суд над Сократом. Не совсем обычный урок. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика о воспитании самого себя.

  • Раздел 5.Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве.

  • Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство. Светская этика.

  • Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни.

  • Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь-основа жизни. Прощение.



Раздел 7. Этика об отношении людей.

  • Раздел 7. Этика об отношении людей.

  • Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношениях к другим людям и самому себе. Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие.

  • Золотое правило нравственности.

  • Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам.

  • Альберт Швейцер. Этическое учение Л.Н.Толстого. «Идти дорогою добра».



Этика – это «поученье в пример», «указатель пути». Известный русский философ Владимир Соловьев сравнил этику с путеводителем, который описывает примечательные места, но не говорит человеку, куда ему ехать. Это человек выбирает сам. Цель этики – не знания, а поступки. Ее изучают не для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, прежде всего, чтобы быть добродетельным.

  • Этика – это «поученье в пример», «указатель пути». Известный русский философ Владимир Соловьев сравнил этику с путеводителем, который описывает примечательные места, но не говорит человеку, куда ему ехать. Это человек выбирает сам. Цель этики – не знания, а поступки. Ее изучают не для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, прежде всего, чтобы быть добродетельным.

  • Тогда встает вопрос: как ее изучать? Как ее преподавать детям младшего школьного возраста, чтобы это не превратилось в скучное «что такое хорошо и что такое плохо».



Не совсем обычный урок.

  • Не совсем обычный урок.

  • Суд над Сократом.

  • Нравственный выбор.







О тактичности и нетактичном поведении.

  • О тактичности и нетактичном поведении.

  • Рассмотри рисунки. Прочитай текст. Каким ты назовешь поведение совы в диалоге?

  • (правильный ответ – бестактным).

  • - Доброе утро, Сова! – сказал Пух.

  • - Доброе утро, Пух! – ответила Сова.

  • - Поздравляю тебя с днем рождения Иа-Иа, -сказал Пух.

  • - Вот как? – удивилась Сова.

  • - Да. А что ты думаешь ему подарить?

  • - А ты что думаешь ему подарить?

  • - Я несу ему в подарок Полезный горшок, в котором можно держать все, что хочешь, - сказал Пух. – И я хотел попросить тебя…..

  • - Вот этот? – спросила Сова, взяв горшок из лапок Пуха.

  • - Да, и я хотел попросить тебя….

  • - Тут когда-то держали мед, - сказала Сова.

  • - В нем можно что хочешь держать, - серьезно сказал Пух. – Это очень, очень полезная вещь. И я хотел попросить тебя…..















Основы православной

  • Основы православной

  • культуры

















Цель урока – общие с ориентацией на стандарты второго поколения.

  • Цель урока – общие с ориентацией на стандарты второго поколения.

  • Задачи урока - очень конкретные, завязанные на урок.

  • Оформление доски и оборудование для урока.

  • Этапы урока



Этап урока

  • Этап урока

  • Деятельность учителя

  • Деятельность учеников

  • Источники и т.д.

  • Актуализация знаний

  • Постановка и формулировка проблемы

  • Планирование деятельности.

  • Решение проблемы

  • Применение знаний и умений

  • Рефлексия

  • Подведение итогов

  • Оценивание

  • Домашнее задание



Благодарим за внимание!

  • Благодарим за внимание!

  • Заказать учебники можно по указанным ймл почте:

  • Руководителя проекта Шапошниковой Татьяны Дмитриевны

  • Татьяна Шапошникова tatianashap@inbox.ru

  • и

  • гл. ред. изд-ва Дрофы Панасенковой Ольга Алексеевны

  • Ольга Панасенкова



Похожие:

Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» iconПодготовила учитель моу тудовской оош
Проект на тему «Милосердие» в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры»
Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» iconУчебный курс орксэ включает в себя модули: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры

Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» icon1 сентября 2012 г во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»
«Основы религиозных культур и светской этики» (далее курс орксэ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2...
Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» iconМесто модуля в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики» Шесть модулей

Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» iconТема родительского собрания: «Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» iconДанный проект предназначен для учащихся 4 класса, изучающих курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» iconОсновы религиозных культур и светской этики В. С. Новиков
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной
Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» iconДанилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразоват учреждений: 4-5 кл./ А. Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2010. – 24с
Данилюк, А. Я. Основы религиозных культур и светской этики: программы общеобразоват учреждений: 4-5 кл./ А. Я. Данилюк. М.: Просвещение,...
Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» iconОсновы религиозных культур и светской этики о. П. Буйкова
О. П. Буйкова 21 июля 2009 года президент РФ д. А. Медведев заявил о поддержке сразу двух идей, высказанных лидерами крупнейших религиозных...
Самые выбираемые модули: «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур», «Основы православной культуры» iconОб итогах апробации и готовности системы общего образования Республики Марий Эл к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012 году Партнерство Министерства образования и науки Республики Марий Эл с конфессиями
Об итогах апробации и готовности системы общего образования Республики Марий Эл к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница