Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору




НазваниеЭкзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору
Дата конвертации14.03.2013
Размер444 b.
ТипПрезентации


Экзистенциальные истоки и основания богословствования А.С.Хомякова

  • Курс по выбору

  • для студентов факультета искусств и гуманитарных наук направление «религиоведение»

  • Автор курса: к.ф.н., ст. преподаватель Михайлюкова Н.Н.




Актуальность

  • 200-летний юбилей А.С.Хомякова привлек широкое общественное внимание к личности и духовному наследию выдающегося отечественного мыслителя и поэта. В современной ситуации интерес вызывают практически все аспекты творческого наследия А. С.Хомякова: славянофильская публицистика, историософия, богословское учение, религиозная философия, поэзия и драматургия. Однако особенность времени состоит в том, чтобы увидеть духовное наследие А.С.Хомякова «сквозь призму личности, подвига веры и любви». Именно в личности А.С.Хомякова с особой силой выразилась духовная и витальная мотивация творческого процесса, связанная с заботой о судьбе России, жизненным познанием истины, целостным духовным постижением тайны бытия, потребность внутреннего совершенствования и преображения. Все это определяет экзистенциальный срез духовного творчества А.С.Хомякова, в наибольшей степени заявившей о себе в его богословских исканиях и построениях. Понимание и прочтение творческого наследия А.С.Хомякова сегодня немыслимо без обращения к его религиозному опыту, возросшему на почве его душевных и жизненных переживаний и настроений, доминирующим из которых являлись переживания веры, любви, счастья, смерти. Выявление экзистенциальных истоков и начал богословского творчества А.С.Хомякова способствует более точному определению характера эволюции его богословских взглядов, их своеобразия.

  • Экзистенциальный подход получает сегодня все большее признание как в христианской теологии в целом, так и в святоотеческой богословской традиции. По словам известного немецкого теолога П. Тиллиха, заслуга экзистенциализма в том, что он приблизил к Церкви неверующих, прежде всего, неверующих в самих себя, заставил их оценивать свою жизнь в категориях греха, вины, отчаяния. В этом смысле экзистенциализм выказывает себя «естественным союзником христианства».В этом отношении богословское учение А.С.Хомякова может служить ярким примером экзистенциального творчества, способствующего возвращению богословских знаний в реальный жизненный мир современногочеловека, в духовную культуру современного общества.



Цели и задачи курса

  • Цель курса состоит в целостном анализе экзистенциальных истоков богословского и религиозно-философского творчества А.С.Хомякова, позволяющих произвести реконструкцию его богословского учения, в контексте определения основных ключевых категорий (греха, веры, отчаяния, отчуждения и др.).

  • В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • Определение места и границ экзистенциального метода в христианском богословии в целом и святоотеческом богословии в особенности;

  • Выявление основных элементов экзистенциального метода богословствования в их соотношении с принципами богословского мышления А.С.Хомякова;

  • Экзистенциальное прояснение и определение ключевых богословских понятий (грех, вера, свобода, отчаяние, вина, покаяние, Страшный суд и др.);

  • Выявление характера богословского опыта и экзистенциальных оснований концепции богословского знания у А.С.Хомякова;

  • Анализ экзистенциальной теологии любви как центральной части и основы богословской концепции и религиозного опыта А.С.Хомякова.



Методологическая основа

  • Методология основывается на принципе целостного духовно-жизненного и научно-ценностного рассмотрения богословского творчества А.С.Хомякова, что соответствует изначальной установке славянофильской гносеологии на цельное жизнезнание, исходя из этого, богословие А.С.Хомякова представлено в единстве его жизненного, религиозного опыта и концепции богословского знания. При этом связующими звеньями цельного жизнезнания А.С.Хомякова являются экзистенциальные переживания и настроения любви, вины, отчаяния, веры, смерти и т.д. Такой подход в исследовании предполагает экзистенциальное прояснение богословских идей А.С.Хомякова, а также религиозно-философский анализ (комментарий) его стихотворений. В процессе работы используется также синхронический принцип выделения ключевых образов-идей (теологем): вины, покаяния, воскресения, Страшного Суда и др., с помощью которых исследуются истоки и основания богословского творчества А.С.Хомякова.



Научная значимость:

  • В рамках курса по выбору впервые дается религиозно-философский анализ экзистенциальных истоков и основ богословствования А.С.Хомякова, что способствует более полному пониманию мотивов его богословского творчества, определению своеобразия его богословских построений. Экзистенциальный подход позволяет рассматривать богословие А.С.Хомякова на всех его уровнях: в плане жизненного подвига веры и любви, особенностей богословского опыта, концепции теологического знания и религиозности поэтических образов-идей. В теоретическом отношении такой подход позволяет открывать возможности целостного прочтения и восприятия богословского учения А.С.Хомякова как в контексте святоотеческой богословской традиции, так и в контексте жизненного «исповедания веры», экзистенциальных богословских исканий, особенно характерных для русских религиозных мыслителей второй половины XIX века.

  • В практическом отношении результаты исследования могут найти свое применение в воссоздании музейно-биографических композиций жизни и творчества А.С.Хомякова.



Положения, которые вы должны будете обосновать по окончании курса:

  • Богословские идеи А.С.Хомякова, определяющие апологетический дух его православности, носят ярко выраженный экзистенциальный характер, что в целом находится в русле святоотеческой традиции экзистенциального богословствования.

  • Оригинальность и смелость богословских построений А.С.Хомякова обуславливаются религиозным опытом, берущим свои истоки в личностном переживании любви, греховности, свободы, вины, смерти.

  • Центральной темой богословствования А.С.Хомякова является экзистенциальная теология любви, а главным вопросом его богословского учения – вопрос об отношении страдания и счастья к греху. В понимании и решении этого вопроса – корень его идеи соборности.

  • Экзистенциальность богословских построений А.С.Хомякова достигает своего апогея в поэтических мысле-образах (теологемах), благодаря которым он выходит на метарациональный уровень постижения Откровения.

  • Экзистенциальные теологемы являются вершиной религиозно-философского синтеза А.С.Хомякова. В них он реализует свой идеал цельности жизни-знания-веры.



Рекомендуемая литература:

  • Труды А.С.Хомякова:

  • «Семирамида» // Хомяков А.С.Сочинения в 2 т. Т.1. М., 1994.

  • Стихотворения и драмы // Хомяков А.С. Ленинград, 1969.

  • Церковь одна // Хомяков А.С.Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1994.

  • Литература:

  • Анненкова Е. Православие в историко-культурной концепции А.С.Хомякова и в творческом сознании Н.В.Гоголя // Вопросы литературы. 1991. №8.

  • А.С.Хомяков. Составитель М.Т. Яблочков. Тула, 1905.

  • Бердяев Н.А. А.С.Хомяков как философ // О русской философии. Свердловск, 1991.

  • Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, 1996.

  • Благова Т.И. Особенности религиозно-философских воззрений А.С.Хомякова // Философия в России XIX – нач. XX в. Преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991.

  • Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В.Киреевский. М., 1995.



  • Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991.

  • Катасонов В.Н. Христианский экзистенциализм А.С.Хомякова// Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия, этика. Юбилейный сборник. Тула, 2003.

  • Кошелев В.А. История и современность в «Семирамиде» А.С.Хомякова // Литература и история: исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII – XX в. Спб., 1992.

  • Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т.1. М., 1994.

  • Лурье В.М. Догматическое богословие А.С.Хомякова // Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия, этика. Юбилейный сборник. Тула, 2003.

  • Лясковский В.Н. А.С.Хомяков, его жизнь и сочинения. М., 1897.

  • Назаров В.Н. Теология откровения А.С.Хомякова: единение в свободе и любви// Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия и этика. Юбилейный сборник, Тула, 2003.

  • Тиллих П. Систематическая теология. Т.1-2. М-СПб, 2000.

  • Троицкий Н.И. Хомяков как религиозный мыслитель. Тула, 1904.

  • Флоровский Г. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов // Начала. 1991. № 3.

  • Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

  • Флоровский Г. Пути русского богословия. 3-е изд. УMCA-PRESS, Paris, 1983.

  • Флоровский Г. Догмат и история. М., 1998.



Похожие:

Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору iconКонцепция реализации дисциплин (модулей) по выбору студентов
Пункт «Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети от вариативной...
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору iconЛитература Курс по выбору для учащихся 9 классов
Д. С. Лихачев уже в 60-е годы сформулировал задачу «ввести в круг чтения и понимания современного читателя памятники искусства древней...
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору iconПредметы по выбору Физика
Количество экзаменов по выбору определяется выпускниками самостоятельно, для чего
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору iconКандидат педагогических наук Политические основания Правовые основания
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору iconГод основания – 1965. Год основания – 1965
Через 10 месяцев в начале 2007 года 300 пользователей банка приступили к промышленной эксплуатации
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору icon1918 – год основания 1918 – год основания
...
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору iconУчебные пособия для организации занятий по курсам предпрофильной подготовки
...
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору iconИстоки, основные положения учения, его представители. Истоки, основные положения учения, его представители
Объединение людей не столько по идеологическим и политическим, сколько по экологическим и нравственным причинам
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору iconДата основания: 1999 год дата основания: 1999 год
Профессиональная пептидная косметика, представленная в сша, Великобритании, Австралии и др странах мира
Экзистенциальные истоки и основания богословствования А. С. Хомякова Курс по выбору iconЭстетические основания культуры План Объективные и субъективные основания эстетического
Пример объективно эстетического золотое сечение (пропорция в отношении частей целого, когда целое относится к большей части, как...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница