Теория культуры Культурология как наука и учебная




НазваниеТеория культуры Культурология как наука и учебная
Дата конвертации10.03.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации


Теория культуры

  • 1. Культурология как наука и учебная дисциплина

  • 2 . Понятие культуры и многообразие подходов к определению культуры.

  • 3. Соотношение понятий культура и цивилизация.

  • 4. Глобальный кризис в современной культуре

  • 5. Типология культуры


6. Языки и символы культуры

  • 6. Языки и символы культуры

  • 7. Культурные нормы

  • 8. Культура и религия

  • 9. Социокультурная динамика



Культурология как наука.

  • Культурология - это область гуманитарного знания, охватывающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.

  • Впервые термин «культурология» (от лат. cultura и греч. logos) был введен американским исследователем Л. Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).



Цель культурологического исследования - понимание как своей, так и иной культуры; Предмет - содержание общественной жизни

  • Основные задачи культурологии:

  • анализ культуры как системы культурных феноменов;

  • исследование ментального содержания культуры;

  • выявление типов связей между элементами культуры;

  • исследование типологии культур и культурных единиц;

  • разрешение проблем социокультурной динамики;

  • исследование культурных кодов и коммуникаций.



Культура

  • (от лат. colere-cultura- возделывание, обработка) – это понятие, охватывающее всю творческую созидательную деятельность человека; совокупность умений, совершенств ее обеспечивающих; результат этой деятельности, взятый как в своем высшем проявлении - искусство, так и включающее все, что создано руками человека, всю «вторую природу».



В структуру культурологии входят:

  • В структуру культурологии входят:

  • философия и теория культуры;

  • история культурологических учений;

  • история мировой и отечественной культуры;

  • социология культуры;

  • культурная антропология;

  • прикладная культурология.



Основные задачи культурологии:

  • анализ культуры как системы культурных феноменов;

  • исследование ментального содержания культуры;

  • выявление типов связей между элементами культуры;

  • исследование типологии культур и культурных единиц;

  • разрешение проблем социокультурной динамики;

  • исследование культурных кодов и коммуникаций.



Междисциплинарный характер культурологии:

  • Психология предоставляет возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, механизм восприятия им ценностей культуры, становления его духовного мира.

  • Этнография способствует усвоению национально-этнической уникальности культур народов мира.

  • Искусствоведение раскрывает особенности художественной культуры, ее неповторимость и силу эмоционального воздействия на человека.



Междисциплинарный характер культурологии:

  • Культурология возникла как интегративная отрасль научного знания на пересечении таких наук, как философия, история, социология, антропология, этнография, искусствоведение, психология.

  • Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры в ее наиболее обобщенном представлении.

  • Социология выявляет закономерности процесса ее функционирования в обществе, особенности культурного уровня различных групп.



Структура культурологии

  • философия и теория культуры;

  • история культурологических учений;

  • история мировой и отечественной культуры;

  • социология культуры;

  • культурная антропология;

  • прикладная культурология



Понятие культуры и многообразие подходов к определению



Структура культуры

  • МАТЕРИАЛЬНАЯ культура:

  • культура труда и материального производства;

  • культура быта;

  • культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города);

  • физическая культура.



Определение понятия

  • Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком и природные объекты, используемые человеком.



ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА:

  • - познавательная и интеллектуальная культура; - культура речи; - мораль;

  • - искусство; - религия; - наука; - философия; - образование.



Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.

  • Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности;- совокупносфть нематериальных элементов культуры: правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык.



Отдельные виды культуры нельзя отнести к материальной или к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сочетание культуры, «пронизывая» всю ее систему.

  • Материально-духовные виды культуры:

  • - экономическая культура;

  • - политическая культура;

  • - правовая культура;

  • - экологическая культура;

  • - эстетическая культура.



ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

  • Человекотворческая (преобразующая).

  • Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе эта функция называется преобразующей, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.



ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

  • преобразующая. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

  • Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.



ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

  • Познавательная функция.

  • Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

  • Коммуникативная функция.

  • Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.



ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

  • Нормативная (регулятивная или защитная функция). Является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Она также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений, законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.



ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

  • Знаковая (семиотическая). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

  • Духовно-нравственная. Это - воспитательные роли культуры.

  • Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения.



ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

  • Ценностная (Аксеологическая).

  • С ее помощью кристаллизируются базовые основания совместной жизни людей, артикулируются смыслы их существования и порождаются эталонные ценностные ориентиры.



Многозначность понятия «Цивилизация»

  • Цивилизация (от лат. Civitas, что означает "государство, сосредоточенное в городе" и "civilis", характеризующего "гражданина" как "городского жителя". Принято считать, что впервые слово "цивилизация" употребил маркиз де В.Р. Мирабо в своем известном трактате "Друг законов" (1757). По его определению, "цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития".



Многозначность понятия «Цивилизация»

  • Несовпадение культуры и цивилизации представил в своей концепции О. ШПЕНГЛЕР («Закат Европы»), трактовавший цивилизацию как фазу заката культурно-исторического типа, его разложение.



Многозначность понятия «Цивилизация»

  • Культура - совокупность духовных возможностей человеческого общества на той или иной ступени развития.

  • Культура задает смыслы и цели общественного и личностного бытия.

  • В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь.

  • Культура есть явление индивидуальное и неповторимое. Культура имеет душу.



Многозначность понятия «Цивилизация»

  • Цивилизация - совокупность условий, необходимых для осуществления этих возможностей.

  • Цивилизация обеспечивает формы социальной организации, технические средства, регламент человеческого поведения.

  • Цивилизация превращает идеальные планы культуры в реальные программы, в выполнение которых вовлекаются массы людей.



Многозначность понятия «Цивилизация»

  • Цивилизация есть явление общее и повсюду повторяющееся.

  • Цивилизация же имеет методы и орудия.

  • Цивилизация определяет место и роль всякого человека в культуре, устанавливает правила человеческого общежития, в которых находят более или менее адекватное выражение цели и идеалы культуры.



Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации (схема проф. М.С.Кагана)

  • Первобытное cостояние - Доцивилизационный тип культуры

  • Традиционная культура - Цивилизация в культуре

  • Индустриальная цивилизация - Культура в Цивилизации

  • Постиндустриальное общество - Отождествление Культуры и Цивилизации



Типологизация цивилизаций

  • Цивилизации различаются:

  • по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческие, индустриальные или приморские, континентальные;

  • по принципу естественно-географической среды: открытые, закрытые (по взаимодействию с другими цивилизациями); интравертные, экстравертные (по направленности творческой энергии);

  • по временному (тысячелетние цивилизационные циклы Э.ТОФФЛЕРА: сельскохозяйственная, индустриальная, постиндустриальная) или по религиозному принципу



Типологизация цивилизаций

  • Получила развитие концепция двух типов цивилизационного развития: традиционного и техногенного. Она исходит из признания, что тип цивилизации, ее стратегия определяется культурой. Различия между западноевропейской цивилизацией (техногенной) и восточной (традиционной) выросли из системы господствующих в них универсалий культуры, из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.



Основные черты КУЛЬТУРНЫХ УНИВЕРСАЛИЙ, составляющие основу западноевропейской культуры:

  • представление о природе как поле приложения сил человека (сравнить с ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу);

  • абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать мир (сравнить с восточной – к миру надо приспосабливаться, угадывать ритмы изменения мира);



деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования);

  • деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека (сравнить с восточным принципом самосовершенствования);

  • технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения;

  • быстрое изменение предметного мира; доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д.



А. ТОФФЛЕР (р. 1928) предложил волновую модель цивилизации.

  • "Аграрная волна"

  • "Индустриальная волна"

  • Грядущая "третья волна"



Глобальные проблемы



Черты современного кризиса культуры

  • В представленных Римским клубом исследованиях выделено несколько типологических черт современного кризиса:

  • ориентация на принцип количественного роста может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осознается более конкретно как ограниченность некоторых видов ресурсов, исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ;

  • возникновение опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В результате их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу;



  • черты, связанные с развитием самого общества: риск гигантских катастроф, поскольку современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима для воздействия природных стихийных и социальных сил; несправедливое распределение отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Страны, располагающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, что создает гигантскую нагрузку на экологию. Все это ведет к дестабилизации социального организма.



Выход может быть найден, прежде всего, на пути изменения социокультурных ориентаций, целей и идеалов современного человека.

  • Выход может быть найден, прежде всего, на пути изменения социокультурных ориентаций, целей и идеалов современного человека.

  • Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.



  • Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance.



Инкультурация - процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм поведения в конкретной культуре; изучение и передача культуры от одного поколения к другим.

  • Социализация – процесс усвоения основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера в современном обществе.



Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930-х гг.

  • Аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930-х гг.

  • Ассимиляция — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.



ЗНАК

  • это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную — математическую, статистическую, логическую — обработку.



СИМВОЛ -

  • одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым служил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него.



Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.

  • Символ культуры - условный вещественный опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символы культуры иносказательно выражают определенное содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. Символами культуры выступают: предметы и вещи; природные процессы; животные и растения; сказочные существа.



  • Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

  • Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

  • Традиция — набор представлений обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

  • Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.

  • Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.



  • Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.

  • АНОМИЯ (от фр. anomie — буквально беззаконие, отсутствие норм) — такое состояние общества, в котором значительная часть жителей, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно.



РЕЛИГИЯ (от лат. religare — связывать, соединять)

  • система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность. Религия это сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форма общественного сознания.



Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт

  • Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре. Религия опирается на веру или мистический опыт



Вера, верность, уверенность, достоверность -

  • все это слова, однокоренные с латинским veritas - истина. Уточнение понятия вера - только первый шаг к определению религии, поскольку не всякая вера - вера религиозная. Понимание того, что такое вера, необходимо, но не достаточно для выявления сущности религии. Обычно определение религии уточняют указанием на то, что религия - это вера в сверхъестественное. Такое определение приводит к смешению религии с другими явлениями культуры - мифологией, фольклором, вообще с искусством.



  • Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.



  • МИФ, мифы (от греч. mytos – сказание) – это появившиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях. Мифологический комплекс, принимающий в обрядах синкретические визуально-вербальные формы, выступает как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире. Сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.



ИСКУССТВО

  • есть выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.

  • Если определить духовную культуру как смысловую систему человеческой жизнедеятельности, то религию можно рассматривать в качестве ее разновидности, системы САКРАЛЬНЫХ смыслов.



Социокультурная динамика

  • Широкое использование понятия динамика культуры приходится на вторую половину ХХ в., когда в области научной аналитики происходит активное расширение представлений об изменениях в культуре, о многообразии динамических типов и форм, а также об источниках и предпосылках культурного движения. «ДИНАМИКА» (от греч. dinamis) переводится как «сила».



Когда речь идет о социодинамике, подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Развитие культуры происходит как через изменение уже имевшегося, так и через возникновение качественно новых форм.

  • Когда речь идет о социодинамике, подразумеваются изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних сил. Изменение – неотъемлемое свойство культуры. Развитие культуры происходит как через изменение уже имевшегося, так и через возникновение качественно новых форм.



  • Наиболее древним является представление о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, обратимости.

  • Циклическая повторяемость – закон биологического существования, ему подчиняется мир природы и человек. Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса.

  • Подобные взгляды были распространены в V- V вв. до н.э. в греческой (Аристотель, Полибий) и древнекитайской (Сым Цянь) философии.



Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX- нач. XX вв.

  • Идея цикличности противостояла идее прогрессивного поступательного развития человеческой культуры и в XIX- нач. XX вв.

  • Она представлена в теории культурно-исторических типов у русского социолога Н.Я. ДАНИЛЕВСКОГО,

  • жизни «культурных организмов» в концепции О. ШПЕНГЛЕРА,

  • «круговороте локальных цивилизаций» А. ТОЙНБИ,

  • теории «этногенеза Л.Н. ГУМИЛЕВА



До свидания!



Похожие:

Теория культуры Культурология как наука и учебная iconИнформатика как наука и учебная дисциплина Информатика как наука и учебная
Степанов А. Н. Информатика для студентов гуманитарных специальностей. Спб: Питер, 2003. 608 с
Теория культуры Культурология как наука и учебная iconТест по культурологии «фепо»
Для терминов «историческая культурология» и«история культуры» справедливо утверждение о том, что
Теория культуры Культурология как наука и учебная iconТема: Экономическая теория как наука
Прогностическая разработка научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития
Теория культуры Культурология как наука и учебная icon1. Учебная деятельность – преподавание учебных дисциплин: Учебная деятельность – преподавание учебных дисциплин
Ирро по реализации проекта «Новые информационные технологии (метод проектов) как одно из средств активизации познавательной деятельности...
Теория культуры Культурология как наука и учебная iconУчебная: сформировать понятие модели, формализации, изучить основные виды моделей, их назначение и свойства
В реальном времени оригинал уже не существует или его нет в действительности. (Теория вымирания динозавров, гибель «Атлантиды», модель...
Теория культуры Культурология как наука и учебная iconЗадача де Мере. Основные понятия теории вероятностей
Теория вероятностей, как наука, зародилась в середине XVII века в романтическое время. Вероятностные закономерности впервые были...
Теория культуры Культурология как наука и учебная iconЭкономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей. Экономика
Экономическая теория изучает экономическую жизнь общества и экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе экономической...
Теория культуры Культурология как наука и учебная iconНаука как система знаний. Наука как система знаний
В XX веке усилился процесс дифференциации наук (different различный дифференциация)
Теория культуры Культурология как наука и учебная icon1. Становление культурологии как науки. Становление культурологии как науки
«Культурология скорее, некоторое суммарное обозначение целого комплекса наук, изучающих культурное поведение человека и человеческих...
Теория культуры Культурология как наука и учебная iconУчебная дисциплина Учебная

Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница