Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин




НазваниеИсследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин
Дата конвертации10.03.2013
Размер444 b.
ТипПрезентации



  • Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин.



Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

  • Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.



В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить четыре основные темы:

  • В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить четыре основные темы:

  • сатира на правительство,

  • обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции,

  • изображение народных масс,

  • разоблачение морали собственников-хищников.



Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

  • Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.

  • Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.



В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика.     В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам

  • В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика.     В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам



Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами... а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

  • Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами... а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.



  • В сказке "Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства



  • Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.



Похожие:

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин iconВыявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Выявить художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Составить словарик терминов, позволяющий лучше усвоить понятие «сатира»: сатира, гротеск, ирония, насмешка, парадокс, гипербола,...
Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин iconКто знает сказки Салтыкова-Щедрина? А. В результате кораблекрушения

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин iconВ мире «Сказок» Салтыкова Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин iconУчебное занятие Выполнила Колупаева М. В
Напишите сценарий к произведению Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин iconУрока: раскрыть художественное своеобразие сказок М. Е. Салтыкова -щедрина; развивать умение анализировать тексты, высказывать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин icon1884 год — закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская старина». Жена писателя
Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные записки», где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова становится...
Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин iconХорошо ли Вы знаете мой город?* Хорошо ли Вы знаете мой город?*
Бывшая дворянская усадьба (сейчас это музей Салтыкова-Щедрина) памятник архитектуры Твери
Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин iconБиблейские реминисценции в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» Дворянство
Отмена крепостного права 19 февраля 1861 означала крушение феодальной системы, представлявшей основу социальной и политической силы...
Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин iconМихаил Евграфович салтыков-щедрин михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Всеми делами в доме «заправляла» мать, женщина малограмотная, происходившая из купеческой семьи, но умная и властная. Отец писателя,...
Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии М. Е. Салтыкова-Щедрин iconФритьоф Нансен – полярный исследователь и учёный. 1
Фритьоф Нансен (10 октября 1861 13 мая 1930) норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки физической...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница