Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество




НазваниеФольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество
Дата конвертации28.02.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации



Фольклор – устное народное творчество.

  • Фольклор – устное народное творчество.

  • Художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы;

  • Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.



Устная природа бытования.

  • Устная природа бытования.

  • Народность идейного содержания

  • Многовариантность фольклорных произведений

  • Коллективность творческого процесса



Календарный цикл. Закон жизни человека (годового земледельческого круга)

  • Календарный цикл. Закон жизни человека (годового земледельческого круга)

  • Семейно-бытовые песни (колыбельные, плач, пени детского календаря, песни позднего времени)

  • Трудовые песни

  • Народная свадьба (плачи, величание жениха, невесты)

  • Танцевальные песни (хороводные плясовые)

  • Эпические произведения (былины, рассказы)

  • Городская народная песня (городской романс)

  • Песни демократических движений

  • Частушки

  • Воинские (военно-бытовые)

  • Инструментальная музыка



Трудовые припевки и песни

  • Трудовые припевки и песни

  • В устном песенном творчестве русского народа до наших дней сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это трудовые припевки и возгласы – сигналы, сопровождающие некоторые виды наиболее тяжёлых артельных работ. Традиционные возгласы – сигналы: «Взяли, двинули, ух».



В календарный земледельческий цикл входили разнообразные жанры песен: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, лирические. Среди древнейших земледельческих праздников важное место занимает праздник «Зимнего солнцеворота». Большая часть зимних календарных песен исполнялись на протяжении зимних святок (праздничное время в старину с 25 декабря по 6 января). Почти повсеместно святочными вечерами устраивались общественные сборища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен.

  • В календарный земледельческий цикл входили разнообразные жанры песен: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, лирические. Среди древнейших земледельческих праздников важное место занимает праздник «Зимнего солнцеворота». Большая часть зимних календарных песен исполнялись на протяжении зимних святок (праздничное время в старину с 25 декабря по 6 января). Почти повсеместно святочными вечерами устраивались общественные сборища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен.



Исторические песни

  • Исторические песни

  • Термин «исторической песни» был введён в фольклористику исследователями для обозначения народных песен и сказов о судьбах Русской земли, об исторических событиях и героях. Большинство песен 16-17 веков складывались свидетелями исторических событий.

  • Лирические песни

  • Содержание протяжных лирических песен составляет в первую очередь область духовного мира, выражения разнообразных душевных переживаний, чувств и настроений простых русских людей. Лирические песни разнообразны, в них поётся о любви к родному городу – краю, родне, семье, о горькой тяжёлой доле.



Городская народная песня

  • Городская народная песня

  • Новые городские народные песни складывались и исполнялись городскими ремеслиниками, рабочими, солдатами и матросами. Одним из ведущих жанров городского фольклора следует считать солдатскую строевую песню.

  • Частушки

  • Лирические, шуточные, сатирические песни. В них более ярко отражены различные стороны народного быта, многообразные переживания и чувства.

  • Название «частушки» не единственное, наряду с ним в народе встречаются и другие обозначения: «припевки», «коротушки», «прибаски», «прибаутки», «частоговорки», «стишки», «скоморошные». Любовно-лирические частушки более развитого мелодического склада почти повсеместно известны как «страдания».



  • Инструменты: духовые, струнные (щипковые и смычковые). В числе них различные дудки, жалейки, волынки, постушечьи трубы, рожки, гусли, балалайки, скрипки, гудки, лиры, бубны, барабаны, трещотки. В 19 веке появляются семиструнная гитара, гармоника, баяны. К числу инструментов древнейшего происхождения относятся кугиклы. Этот инструмент имеется в наши дни в Курской, Брянской и Калужской областях. Из языковых инструментов наибольшим распространением пользуется жалейка.

  • Гудок – струнный инструмент овальной формы. Имеет 3 струны, смычок лукообразной формы.



Рожок – пастушечий инструмент наибольшие распространение имеет в северных областях.

  • Рожок – пастушечий инструмент наибольшие распространение имеет в северных областях.

  • Барабан был употребляем у скоморохов и поводырей медведей.

  • Лира – струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающий гитару. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать.





Зимние праздники.

  • Зимние праздники.

  • Зимние святки – с 25 декабря по 6 января(все даты даны по старому стилю).

  • Рождество – 25 декабря.

  • Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.

  • Васильев день – 1 января.

  • Страшные вечера – с 1 января по 6 января. Крещение – 6 января.

  • Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.



Весенне-летние праздники.

  • Весенне-летние праздники.

  • Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия. Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния(между22 марта и 25 апреля.

  • Егорьев день – 23 апреля.

  • Летние святки – русальская или семицкая неделя, седьмая неделя после Пасхи.

  • Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.

  • Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.

  • Аграфена Купальница – 23 июня.

  • Иван Купала – 24 июня.

  • Петров день – 29 июня.



Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве представляющем собой своеобразный цикл. Он представляет собой соотношение языческого календаря с церковно-христианским. Путём наложения праздников образовалось двоеверие – слияние язычества и христианства.

  • Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве представляющем собой своеобразный цикл. Он представляет собой соотношение языческого календаря с церковно-христианским. Путём наложения праздников образовалось двоеверие – слияние язычества и христианства.

  • Обряды и соответствующие им песни призваны были обеспечить хороший урожай, приплод скота, рождение детей, благополучие. Для более яркого претворения обрядовых действий человек пользовался магией пения.

  • В календаре 4 цикла:

  • - летнего солнцеворота (24 июня)

  • - зимнего солнцеворота

  • - весеннего (21 марта)

  • - осеннего (конец жатвы)



Песни зимнего календаря

  • Песни зимнего календаря

  • коляды

  • подблюдные

  • Масленичные

  • Коляды – магические песни. Славяне называли их «колядка», «таусень», «саусень», «щедровки», «виноградье».

  • Изображают светлую желанную сторону жизни. Исполняются коляды ансамблями или детей, или молодёжи, или пожилых людей. Пели очень громко, считалось, что это воздействует на силы природы. Надевали маски и танцевали.

  • Подблюдные песни

  • Подблюдные песни (гадальные). Название происходит от формы исполнения. Девушки наливали блюдо с водой, бросали туда предметы и гадали. Исполнялось на святки с 7 по 19 января. Святки – «светлые вечера».

  • Масленичные песни

  • Масленица- праздник проводов зимы. В древности этот праздник был самым великим по масштабам. Смысл праздника – заклинание солнца, которому следовало помочь совершить круг, чтобы приблизить весну.

  • Блины – символ солнца.

  • Кульминация праздника – «похороны» чучела, которое сжигали под смех и песни в последний день масленичной недели.



Песни весеннего календаря

  • Песни весеннего календаря

  • - закликание

  • - вербные

  • - волочебные

  • Вьюнишные

  • Весну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высоты закликали весну. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали.



В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы. Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания.

  • В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы. Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания.

  • В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле.



Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников.

  • Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников.

  • Самый многообрядовый среди них – летние святки или русальская неделя.

  • Главные действующие лица во время летних святок – девушки; главный герой исполнявшихся песен – березка, воплощавшая для крестьян животворную и растительную силу.



В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть…

  • В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть…



Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван Купала», связанный с древним культом солнца и огня. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила, и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

  • Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван Купала», связанный с древним культом солнца и огня. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила, и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.



После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день- вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов.Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва, в отличие от пахоты и сева , была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни – прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:

  • После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день- вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов.Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва, в отличие от пахоты и сева , была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни – прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:

  • -зажиночные – в начале уборки урожая;

  • -жнивные – во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле);

  • -дожиночные (обжиночные) – поются после окончания жатвы.

  • В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом.



Похожие:

Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество iconЭлективный курс «У истоков слова» Занятие по теме: «Детский фольклор» Учитель: Горбунова Е. В
Фольклор- в переводе с английского: Устное народное творчество. Народное творчество; совокупность народных обрядовых действий
Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество iconУстное народное творчество. Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное
Устное народное творчество. Музыкальный фольклор включает в себя песенное и инструментальное Устное народное творчество. Музыкальный...
Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество iconНародное художественное творчество Пособие для детей и взрослых
Устное народное творчество передача народных знаний поколению, посредством устных сообщений
Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество icon«Пословицы и поговорки – кладовые мудрости» ученик 2В кл
Фольклор и устное народное творчество богатый материал для исследования и изучения. Особое место в фольклоре отводится пословицам...
Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество iconУзнать о различных жанрах фольклора Узнать о различных жанрах фольклора
Есть такие немецкие слова «folk» народ, «lore» мудрость. Фольклор это устное народное творчество
Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество iconУстное народное творчество в поэзии

Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество iconПоказать необходимость различных жанров фольклора в современности. Показать необходимость различных жанров фольклора в современности
Может ли быть интересно устное народное творчество Вашим ровесникам? Нужно ли нам изучать фольклор?
Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество iconУстное народное творчество (обобщающий урок) Презентацию создала учитель

Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество iconПроблема: Как можно через устное народное творчество обратить внимание школьников к традициям Городецкой росписи
Как можно через устное народное творчество обратить внимание школьников к традициям Городецкой росписи
Фольклор – устное народное творчество. Фольклор – устное народное творчество iconПредмет «Литература» устное народное творчество Девиз проекта
Формирование способности к организации деятельности: воспитание целеустремлённости и настойчивости
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница