Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации




НазваниеСтруктурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации
Дата конвертации27.02.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации


Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века


Цели презентации

  • Дать общее представление больше о технологии и стиле структуралистского исследования, чем о метафизике и результатах направления.

  • Рассмотреть структурализм (в первую очередь) и постструктурализм как пример современного уровня гуманитарной методологии, поискать аппарат для характеристики методологических составляющих, обратить внимание на характер изменений по сравнению с более ранними моделями.



Эпиграфы

  • «Только во тьме свет. Только в молчании слово.

  • Смотри на тень ястреба, ястреба в ясном небе»

  • Б. Гребенщиков («Деревня», перевод из:).

  • У. Ле Гуин («Волшебник Земноморья»)

  • «Чтобы слово прозвучало, до и после него должна быть тишина» - ответ на вопрос, зачем нужна смерть)



План

  • 1. Складывание структурализма. Основные тезисы и характеристики.

  • 2. Как может выглядеть структуралистское исследование? Примеры: Пропп, Барт, Лотман, Леви-Строс.

  • 3. Продолжение структурализма постструктурализмом. «Размыкание структуры в контекст».

  • 4. Техника постструктуралистского исследования: анализ дискурса (постановка задачи) и интерпретативная теория культуры. Постструктуралистский релятивизм.



Складывание структурализма. Логика, идущая от позитивизма

  • Материал прошлого занятия:

  • Герменевтика: реконструкция/угадывание смысла, вложенного обладающим свободной волей автором

  • против

  • Аналитического полюса: за Наличным (уровнем данных) есть не что-то меняющееся и мерцающее, а что-то Определенное, То-что-на-самом-деле, Искомое, хотя до него и очень трудно добраться. Поэтому правила командного взаимодействия и осторожность своего высказывания.





  • 1) значения создаются не связью Обозначаемого и Обозначающего, а системой обозначения.

    • Ф. де Соссюр – «Язык следует рассматривать как некоторую структуру, независимую от тех вещей, которые он обозначает».
      • (кот и код определенно различаются между собой не тем, что «кот» и «код», не буквами «т» и «д»). Возможность существования значения у отдельных элементов (букв, слов и т.д.) связана не с их отношением к тому, что они обозначают, а к системам правил отношений элементов означающего между собой (фонетика и грамматика языка, позволяющие выстраивать различные значения).
  • Ю.М. Лотман: «Мы без колебаний уравниваем "а" произносимое и "а" графическое не в силу какого-либо мистического сходства между ними, а потому, что место одного в общей системе фонем данного языка адекватно месту другого в системе графем».

  • Э. Кассирер: «Мы никогда не познаем вещей в том, что они представляют собою, а всегда познаем их лишь в их взаимоотношениях, и что мы можем констатировать в них лишь отношения пребывания и изменения».

  • Акцент переносится на то, что у неопозитивистов было слабостью



  • 2) Уровень, независимый от субъективного смыслонаделения.

  • 3) Люди не свободны в своих поступках (хотя детерминирующие их структуры познаваемы).

  • Н. Трубецкой, фонология и Пражский лингвистический кружок. Вслед за Соссюром – противопоставление «речи» (parole, деятельности по производству высказываний) и языка (langue, системы правил, по которым производится речь). Правила языка не (обязательно и полно) осознаются носителями, правила истории – деятелями. В системах смысла первичны не элементы (высказывания, говорящие или делающие люди), а отношения между элементами (структура)



Сноска: очень интересный вопрос, «где структуры находятся?»

  • Понятно, что мне как релятивисту кантианского разлива ближе всего ответ, что они у меня в голове, что у меня есть правило организовывать понимаемый смысл таким образом.

    • Например – при помощи бинарных оппозиций, или исходя из теории знака, пустоты, различия (см. цитаты из эпиграфа).
    • Другой вариант – не только в моем сознании (или бессознательном – структурализм часто очень удобно синтезируется с психоанализом), но и у всех людей – априорно и свойственно культуре.
    • Третий вариант – структуры существуют на самом деле, так устроен мир.
  • Совет: целесообразно рассматривать структуралистскую предпосланную онтологию и методологию не как одно и то же, хотя они и очень тесно связаны.



Примеры структуралистских (в широком смысле слова: включая формализм, функционализм, семиотику, часть постструктуралистских конструкций, теорию систем) исследований

  • Пропп В.В. Морфология «волшебной» сказки.

  • Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики.

  • Леви-Строс К. Структура мифов (в пересказе Л.В. Ярошенко и с комментариями В.П. Руднева).

  • Барт Р. C/З (в пересказе И.П. Ильина)



Пропп В.В. Морфология «волшебной» сказки. Стр. 18.

  • «В результате получится морфология, т. е. описание сказки по составным частям и отношению частей друг к другу и к целому.

  • Какими же методами может быть достигнуто точное описание сказки? Сравним следующие случаи:

    • 1 Царь дает удальцу орла. Орел уносит удальца в иное царство (Аф. 171).
    • 2 Дед дает Сученке коня. Конь уносит Сученко в иное царство (132).
    • 3. Колдун дает Ивану лодочку. Лодочка уносит Ивана в иное царство (138).
    • 4. Царевна дает Ивану кольцо. Молодцы из кольца уносят Ивана в иное царство (156); и т. д.
  • В приведенных случаях имеются величины постоянные и переменные. Меняются названия (а с ними и атрибуты) действующих лиц, не меняются их действия, или функции. Отсюда вывод, что сказка нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам».

    • (см hand-out как выглядит формула описания конкретной сказки)


Барт Р. (см. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996. с. 163 – 164).

  • «По своему жанру, "С/3" - это прежде всего систематизированный (насколько понятие строгой системности применимо к Барту) комментарий, функционирующий на четырех уровнях. Во-первых, исследователь разбил текст на 561 "лексию" - минимальную единицу бальзаковского текста, приемлемую для предлагаемого анализа ее коннотативного значения. Во-вторых, критик вводит 5 кодов - культурный, герменевтический, символический, семический и проайретический, или нарративный, - предназначенных для того, чтобы "объяснить" коннотации лексий. В-третьих, к этому добавлено 93 микроэссе - лирико-философские и литературно-критические рассуждения, не всегда напрямую связанные с анализируемым материалом. И, наконец, два приложения, первое из которых представляет сам текст новеллы, а второе подытоживает основные темы, затронутые в микроэссе, - своего рода суммирующее заключение».



Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики.

  • "Является ли кино коммуникативной системой?" Но в этом, кажется, никто не сомневается. Режиссер, киноактеры, авторы сценария, все создатели фильма что-то нам хотят сказать своим произведением. Их лента - это как бы письмо, послание зрителям. Но для того, чтобы понять послание, надо знать его язык.

  • КОНТЕКСТ

    • СООБЩЕНИЕ
    • АДРЕСАНТ --------------------- АДРЕСАТ
    • КОНТАКТ
    • КОД
  • Любопытным образом: из изначального (близкого к герменевтике) интереса к тому, чтобы понять сообщение, которое один индивид ХОЧЕТ передать другому, Лотман постепенно сдвигается к тому, чтобы знание получать не об авторском замысле, а о языке, системе правил создания значения, по-структуралистски. Хотя исходный интерес к коммуникации проявляется, в том числе, и в предписаниях Лотмана делить получаемую при просмотре фильма (или при исследовании) информацию, в первую очередь, на то, что соответствует ожиданиям и нарушает их.



Понимание искусства в статье «Семиотика кино и проблемы киноэстетики».

    • «В любом правильно построенном тексте информационная нагрузка от начала к концу будет падать, а избыточность (возможность предсказания вероятности появления следующего элемента в линейном ряду сообщения) - расти.
    • (парадоксальным образом) … Художественная структура подавляет избыточность
    • (Объяснение) … участник акта художественной коммуникации получает информацию не только из сообщения, но и из языка, на котором с ним беседует искусство. текст соотносится с двумя структурными нормами».
  • Соответственно, способный схватить эстетическую специфику кино анализ кинофильма:

    • «Представим себе, что, анализируя ту или иную киноленту, мы можем составить структурное описание величины планов, показав композиционную организованность их смены. Ту же работу мы можем сделать относительно последовательности ракурсов, замедленности и ускоренности кадров, структуры персонажей, системы звукового сопровождения и т. п.» Рассмотрение параллельных систем.


Леви-Строс К. Проекция методологии структурной лингвистики на изучение общества

  • Общество (а Лотман бы сказал и «кино») надо исследовать как «язык» (как равнодействующую человеческого опыта, в котором социальные значения уже обрели статистическое постоянство). Лингвистика – эталон науки.

  • Ср. П. Рикёр о Леви-Стросе. Язык – совокупность операций, обеспечивающих определенный тип общения индивидов и групп; социальное явление, независимое от наблюдателя и обладающее длинными статистическими рядами.

  • Как устроен язык? Он обусловлен коммуникативной функцией, обладает внутренней логикой и является сложной системой, которая в конечном счете должна раскладываться на элементарные соотношения (“бинарные оппозиции” и их комбинации). В фонологии, язык - это система постоянных отношений между ограниченным количеством фонетических знаков. Знаков и управляющих ими правил не намного больше того минимума, который позволял бы обмениваться информацией.



«В любом обществе коммуникация осуществляется по крайней мере на трех уровнях: коммуникация женщин; коммуникация имущества и услуг; коммуникация сообщений. Вследствие этого исследования системы родства, экономической системы и языковой системы в определенных отношениях сходны друг с другом … Культура состоит …прежде всего, из правил, применяемых во всякого рода коммуникационных играх».

  • «В любом обществе коммуникация осуществляется по крайней мере на трех уровнях: коммуникация женщин; коммуникация имущества и услуг; коммуникация сообщений. Вследствие этого исследования системы родства, экономической системы и языковой системы в определенных отношениях сходны друг с другом … Культура состоит …прежде всего, из правил, применяемых во всякого рода коммуникационных играх».

  • Пояснение.

  • Смысл правил этого обмена отнюдь не понятен для участников: например, скрытой целью системы брачных правил является удаление женщин за пределы клана с целью не допустить его герметизации, которая приведет к биологическому и культурному вырождению в постоянных инцестах и изоляции от других сообществ.

  • Во всех видах систем действенны некоторые универсальные положения: обмен ценностями, будь то слово, товар или женщина, возможен потому, что ценности приписывается определенное значение.

  • Необходимость стабилизировать и оформить этот обмен приводит к появлению специальных коммуникационных систем: таких, как грамматика, которая определяет законы сочетания слов, или мифология, которая описывает и объясняет на доступном для примитивных народов уровне существующие у них системы родства.

  • Соответственно, цель анализа, например, мифологии – раскодирование ее для выяснения тех структур, которые ею управляют



К. Леви-Строс. Система мифов. Понятие структуры в этнологии.

  • Fx(a) : Fy(b)  Fx(b) : Fa-1(y)

  • гипертрофия родственных отношений относится к идее автохтонности (происхождения из земли/происхождения от одного предка) примерно эквивалентно тому как (в мифах фиванского цикла) затрудненное пользование конечностями (свидетельство автохтонности человека) относится к отрицанию родственных отношений и вражде с автохтонными чудовищами.



Резюме: некоторые важные установки структурализма

  • Устройство Означающего (языка или культуры) в соответствии с принципами экономии элементов и отношений, достаточных для обеспечения различительной способности, и возможностью выполнения знаковой функции.

    • Минимум знаковости – бинарная оппозиция «наличие/отсутствие», 1/0.
  • Все должно исследоваться как язык: сообщение, части которого обладают значением во взаимосвязи, в рамках которой и должны рассматриваться. Предпочтение не элементам, а правилам отношений между ними (структура – система, в которой элементы могут варьироваться).

  • Нахождение уровня, независимого от субъективного смыслонаделения. Язык существует до речи, бессознательное – до сознания, социальные структуры – до социального действия конкретного индивида, который пользуется словарем и правилами. Методологические следствия: индульгенция на обобщения и осознание предопределенности в том числе и исследовательской деятельности.

  • Т.е. – по фильму мы исследуем мир, в котором (для которого) его снимали.

  • Что, в общем-то, и разумно. В том, что снято в фильме и том, что хотел сказать режиссер – очевидное уже проинтерпретировано, и о спорном уже схлестнулись интерпретации. А в структурализме мы подбираемся к тому, что нам говорить специально не собирались.



Однако (постструктурализм)

  • Предположение о том, что смыслонаделение лишь в очень неважной мере осуществляется субъектом, но является результатом действия структур …

    • Действительно позволяет нам исследовать нечто независимой от человеческой субъективности, объективное
    • Но заставляет нас задуматься, а свободно ли от действия такого рода структур смыслонаделение, которое осуществляет исследователь. Вопрос риторический.






Размыкание структуры в контекст – не единственная характеристика постструктурализма, направления весьма аморфного. Однако она в достаточной мере отражает главное: самоосмысление по отношению к структурализму.

  • Другие (часто связанные) характеристики:

  • Исследовательское внимание перемещается с момента структурной организации предмета на то, что уклоняется от структурного описания (парадоксы, нарушения внутренней логики, внешние влияния, случайность и т.п.). Нормальное состояние структуры – поломанное (Делёз – Гваттари).

  • Внимание постструктурализма к факторам, сбивающим структуру: децентрация деятеля, прерывность объекта, опосредованность и преломленность исследовательских оптик (языка, логики, философии, психоанализа и т.п.).

  • Две приоритетных стратегии: текстовая (Ж. Деррида – “нет ничего вне текста”) и политическая (Ж. Делёз – “в сущности, все - это политика”; Р. Барт - историк литературы как буржуазного института, опасного своей псевдонейтральностью). “Язык власти и власть языка”.

  • Соответствие релятивистского содержания и неакадемического стиля постструктуралистских работ.



Соответственно, разоблачительный (или даже революционный) пафос постструктурализма (+ экзистенциалистское наследство)

  • 1968. «Структуры не выходят на баррикады». Постструктурализм согласен со структурализмом в том, что субъект является лишь специфически европейской формой обманчивого единства культурного опыта, интересов власти и средств текстуального выражения. Несмотря на это, постструктурализм охотно борется с властью, даже понимая нереальность ее свержения и сводя свою борьбу единственно к тому результату, что сконструированный властью индивид выражает свою свободу в том, что пытается осознать, как именно его сконструировали и каким силам он подчиняется.



Анализ дискурса: значение текста не таково, каким кажется

  • К. Льюис. «Письма Баламута». В словосочетании «мой Бог» один использует слово «мой» в значении «мой друг», другой – в значении «мои сапоги».

  • Таким образом, значимо не только то, «что говорится», но и «с каких позиций говорится».

  • Анализ дискурсов в смысле П. Серио («Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса». М., 1999). Отказ выявлять смысл текста сведением к классовой позиции или самотождественности свободной личности. Работа на уровне означающего, а не означаемого; возможность исследовать форму и значение текста не по отдельности. Призыв выявлять за системой высказываний не внутреннюю и самодостаточную последовательность, а дискурсивную, логическую позицию, с которой делались высказывания.



Гирц К. "Насыщенное описание": в поисках интерпретативной теории культуры"

  • «Но суть моих рассуждений сводится к тому, что между тем, что Райл назвал бы «ненасыщенным описанием» действий репетирующего, передразнивающего, подмигивающего, моргающего и т. д. («быстрым движением смыкают верхнее и нижнее веко правого глаза»), и «насыщенным описанием» того, что они на самом деле делают («репетирует перед зеркалом, как он будет передразнивать приятеля, когда тот будет кому-то тайно подмигивать»), лежит предмет исследования этнографии: стратифицированная иерархия наполненных смыслом структур, в контексте которых возможно моргать, подмигивать, делать вид, что подмигиваешь, передразнивать, репетировать, а также воспринимать и интерпретировать эти действия, и без которых все эти действия (включая и нулевое морганье, которое как категория культуры в такой же степени не подмигивание, в какой подмигивание является не морганьем) не будут существовать, независимо от того, что кто-то будет делать с верхним и нижним веком своего правого глаза»



Релятивизм интерпретативной теории культуры

  • Исследователь должен объяснить, каким образом, он из рамок своей культуры, в которой возможны и сговор, и репетиция перед зеркалом, интерпретирует чье-то, невинное или наоборот, ставящее целью симулировать отсутствующий заговор, помаргивание, именно как «подмигивание».

  • Таким образом, большинство постструктуралистских исследований – объяснение того, как определенный смысл возникает на взаимоналожении двух (а правильнее – намного больше) искажающих (но и позволяющих видение) призм – своих ценностей, своей культуры, культуры исследуемого предмета …

  • Это релятивизм, но не в смысле того, что знание, которое мы получаем об интересующем нас событии, ничтожно или неправильно, но в том смысле, что оно ОТНОСИТЕЛЬНО – зависит от других имеющихся у нас знаний.

  • Демонстрация того, как именно зависит.



Третий пример: концепция «габитуса» П. Бурдье как постструктуралистский вариант компромисса между осознаваемым и неосознаваемым в поведении, между субъективизмом и объективизмом в исследовании



Похожие:

Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации iconКультура во второй половине xx-начале XXI века. Цель: Проследить развитие культуры во второй половине xx-начале XXI века

Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации iconРусская живопись второй половины XIX века Во второй половине XIX века ведущим жанром живописи становится критический реализм
Во второй половине XIX века ведущим жанром живописи становится критический реализм
Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации icon«Суд присяжных в России: история и перспективы развития» Горбунова Ольга Валерьевна, ученица 10 «А» класса
Проблема изучения российского суда присяжных во второй половине XIX начале XX века
Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации iconОбразование и наука в России в середине-второй половине XVIII века Александрова В. В. Моу «Сош №72» г. Саратов Первое здание Московского университета
Образование и наука в России в середине-второй половине XVIII века Александрова В. В. Моу «Сош №72» г. Саратов
Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации iconУрока: «Культура России во второй половине XVIII века» (художественная культура) Особенности развития художественной культуры России
Чтение литературных произведений не только в светских салона, но и среди зарождающейся интеллигенции
Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации iconТема: Собирание русских земель во второй половине XIV века План урока: Начало правления Дмитрия Ивановича

Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации iconКто участвует в сотрудничестве?
Во второй половине ХХ века большинство развивающихся стран в здоровье и образовании добились такого успеха, которого
Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации iconОзо́новая дыра́
Земли. По общепринятой в научной среде теории, было вызвано возрастающим воздействием антропогенного фактора во второй половине XX...
Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации iconПромысел возник в середине XIX века в Городецких деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха
Городецкая роспись по дереву -знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в...
Структурализм и постструктурализм: пример развития методологии во второй половине ХХ века Цели презентации iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках истории цели: Цели
Страны Древнего мира; Средневековое общество; Культура и быт русского народа XVI-XVIII веков; Общественное движение в первой половине...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница