Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И




НазваниеУроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И
Дата конвертации14.02.2013
Размер445 b.
ТипУрок


Уроки высокой нравственности в творчестве Н.В.Гоголя (по повести «Тарас Бульба»)

  • К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

  • Работа Кузнецовой В.И.,

  • Учительницы русского языка и литературы

  • СШ №1 г. Малоярославца.

  • Март 2009г.




«Не только в нашей, но и во всей всемирной литературе он стоит одиноким гением, и мир его не похож ни на какой мир.» В.В.Розанов

  • Н.В.Гоголь - один из самых оригинальных русских писателей. Это отмечают многие критики и историки литературы.

  • Его ранние произведения не дошли до нас, но мы можем судить об их направленности по названиям,например:

  • «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан»,

  • «Братья Твердиславичи»,

  • «Ганс Кюхельгартен» - поэма о мечтателе, в поисках славы отправляющегося в дальние края; но в конце концов разочаровавшись во всем, он возвращается домой.

  • Редкостное терпение, умение сносить обиды дало Гоголю еще в гимназии первую кличку, полученную от гимназистов, - «Мертвая мысль».

  • Потом была кличка «Молчун» и «Таинственный Карла».



От матери Гоголь унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность.

  • От матери Гоголь унаследовал тонкую душевную организацию, склонность к созерцательности и богобоязненную религиозность.

  • Большое впечатление на него произвели рассказы о лестнице, которую спускают с неба ангелы, подавая руку душе умирающего. На этой лестнице 7 мерок, последняя поднимает человека на 7-е небо, в рай. Но туда попадают лишь чистые, безгрешные люди.

  • И этот образ лестницы пройдет потом через все размышления Гоголя об участи и призвания человека к нравственному совершенствованию.



Первая напечатанная поэма Гоголя «Ганс Кюхельгартен» под псевдонимом Алов не принесла ему успеха. В художественном отношение она была слаба, но многие мысли, выраженные в поэме, были дороги Гоголю.

  • Первая напечатанная поэма Гоголя «Ганс Кюхельгартен» под псевдонимом Алов не принесла ему успеха. В художественном отношение она была слаба, но многие мысли, выраженные в поэме, были дороги Гоголю.

  • А вот «Вечера на хуторе близ Диканьки» 1831 г. Принесли ему настоящую славу. Эта книга пронизана весельем, искренностью, нравственной чистотой, непринужденностью.



«Вечера на хуторе близ Диканьки» подобны сказкам. В них присутствуют таинственные силы, которые влияют на ход событий, но, как и сказочные герои, герои повестей Гоголя стремятся к счастью и на пути к нему преодолевают всякого рода препятствия и козни злых сил.

  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» подобны сказкам. В них присутствуют таинственные силы, которые влияют на ход событий, но, как и сказочные герои, герои повестей Гоголя стремятся к счастью и на пути к нему преодолевают всякого рода препятствия и козни злых сил.

  • Так в «Сорочинской ярмарке», несмотря на противодействие злой мачехи, Параска выходит замуж за Грицка.

  • В «Майской ночи» Левко, влюбленный Ганну, ловко обманывает голову, своего отца,и добивается его разрешения на свадьбу. Кузнец Вакула в «Ночи перед Рождеством» обманывает черта и добирается до Петербурга, чтобы выпросить у самой царицы черевички для своей Ганны.

  • В этих произведениях Н.В.Гоголь дает нам уроки высокой нравственности.





1833-1834 г. Гоголь на перепутье. Он в поисках своего места в жизни. Он увлечен историей Украины, изучает летописи, мечтает получить кафедру всеобщей истории в Киевском университете.

  • 1833-1834 г. Гоголь на перепутье. Он в поисках своего места в жизни. Он увлечен историей Украины, изучает летописи, мечтает получить кафедру всеобщей истории в Киевском университете.

  • «Великая, торжественная минута. Боже, как слились и столпились около нее волны различных чувств!... У ног моих шумит мое прошедшее; надо мной сквозь туман светлеет неразгаданное будущее.Молю тебя, мой гений! О, не скрывается от меня!... Я совершу…Я совершу…Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны.»

  • Это поэтическое воспоминание о народном величии, о сильных и мужественных людях, которых уже не встретишь в современной жизни.



Это было героическое время. В огниве бед и испытаний народ обитает единую духовную веру в силу товарищества.

  • Это было героическое время. В огниве бед и испытаний народ обитает единую духовную веру в силу товарищества.

  • Гоголь не идеализирует Сечь, показывая ее стихийность, своеволие, необузданность.

  • Но все это исчезает, когда заканчивается мирная жизнь и наступают военные времена. Воинская служба в сечи – это добровольное служение своему Отечеству. Не случайно Тарас сразу отправляет своих сыновей в Сечь, и они охотно соглашаются.

  • Это зов сердца, а не принуждение.







Здесь, в Запорожской Сечи, каждый чувствует радость от найденного смысла жизни. В знаменитой речи Тараса о «товариществе говорится об особом родстве всех людей» по душе, а не по крови.

  • Здесь, в Запорожской Сечи, каждый чувствует радость от найденного смысла жизни. В знаменитой речи Тараса о «товариществе говорится об особом родстве всех людей» по душе, а не по крови.

  • «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша:…Нет уз святее Товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, отец любит отца и мать. Но это не то братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей».





Когда Тарас узнает, что сын Андрий предатель, он возвышается над узами кровного родства:

  • Когда Тарас узнает, что сын Андрий предатель, он возвышается над узами кровного родства:

  • - Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

  • - Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

  • Андрий сознает свою вину, понурив голову стоит перед отцом, но не говорит с ним. Он боится смерти, ему нельзя умереть, когда он любит и любим, но он не просит о пощаде. Он сделал свой выбор и не меняет его даже перед лицом смерти.

  • Отрекшись от идеалов Сечи, он перестал быть запорожцем. Уступив страсти. Он стал предателем: «Кто сказал, что моя Отчизна Украина? Кто дал мне ее в Отчизны? Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя - ты! Вот моя Отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет ее оттуда! И все это ни есть, продам, отдам, погублю за такую Отчизну!» - так говорил он прекрасной полячке.



И автор с горечью делает вывод словами Тараса: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

  • И автор с горечью делает вывод словами Тараса: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»



Совсем по-другому погибает Остап.

  • Совсем по-другому погибает Остап.

  • Даже перед страшной смертью в его поведение есть сознание собственной правоты, твердость духа (он не издает ни крика, ни стона, несмотря на жестокие пытки). Но вот нам показалось, что он упал духом и крикнул:

  • Батько! Где ты? Слышишь ли ты?

  • Слышу! – раздался среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.»

  • Остап просит духовной поддержке, и она пришла к нему. Поэтому он умирает смертью героя.



Духовное родство у запорожских рыцарей превосходит не только любовь к женщине, но побеждает и саму смерть, давая утешение в предсмертные минуты.

  • Духовное родство у запорожских рыцарей превосходит не только любовь к женщине, но побеждает и саму смерть, давая утешение в предсмертные минуты.

  • «Узы этого братства, - писал Гоголь о казаке в статье «О малороссийских песнях», - для него выше всего, сильнее любви…умирающий казак…собирает все силы, чтобы не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей… Увидевши их он насыщается и умирает».



Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, что, конечно не мешало им во время войн с поляками заниматься грабежом и совершать жестокие убийства. Их противники тоже гуманностью не отличались, что вполне было в духе того сурового времени. Гоголь не стал приукрашивать своих героев, скрывая их зачастую свирепые дела, - но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников родины и своей веры. Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в то время (и даже во времена Гоголя) украинцы чаще называли себя русскими.

  • Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, что, конечно не мешало им во время войн с поляками заниматься грабежом и совершать жестокие убийства. Их противники тоже гуманностью не отличались, что вполне было в духе того сурового времени. Гоголь не стал приукрашивать своих героев, скрывая их зачастую свирепые дела, - но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников родины и своей веры. Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь – и это не фантазия автора, потому что в то время (и даже во времена Гоголя) украинцы чаще называли себя русскими.





Погибая, казаки свои последние слова обращают к Русской земле.

  • Погибая, казаки свои последние слова обращают к Русской земле.

  • Мосий Шило: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля!»

  • Степан Гуска: «Пусть же пропадут все враги ликует вечные веки Русская земля!»

  • Бовдюг: «Ну не жаль расстаться со светом. Дайте Бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!»

  • Павел Кукубенко: «Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучше, чем мы, и красуется вечно любимая Христосом Русская земля!»

  • В этих словах казаков заложена высокая нравственная сила: они умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей. В их предсмертных речах нет ни слова о себе. И в этом они схожи с героями русского эпоса.



  • Потеряв своих сыновей, сам жестоко израненный в боях, Тарас Бульба остается сыном своего века, довольно жестокого, и это не раз подчеркивает Гоголь. Своей беспощадностью к врагам Бульба похож на героев былин: глубоко переживает пленение Остапа, присутствует на его казни, горячо скорбит о нем, но ни разу не вспомнил об Андрии.

  • Н.В.Гоголь закончил повесть гибелью Тараса и словами: «Да разве найдутся на свете такие муки и такая сила, которую бы пересилила Русская сила!»





  • В этом дорогом для писателя произведении (работа над ним продолжалась после первой публикации еще семь лет) художественный историзм и художественный психологизм составили эстетическое единство.

  • Несомненно, Гоголь осознавая иллюзорность своих упований на нравственный опыт казацкой «общины».

  • Современная жизнь предлагала другие «уроки».



СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Похожие:

Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И iconМузей повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Зал n 1 Жизнь и творчество Н. В. Гоголя
...
Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И iconИстория чести и предательства в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” и в новелле П. Мериме “Маттео Фальконе”
История чести и предательства в повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" и в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе" Словарная работа
Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И icon«В поисках живой души» 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя посвящается

Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И icon200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя
Вся его жизнь, подобно жизни инока, была непрерывным подвигом и восхождением к высотам духа. Творчество Гоголя оказало исключительно...
Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И icon"Бранное, трудное время" Урок-игра по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». 7-й класс
Бранное, трудное время Урок-игра по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». 7-й класс
Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И iconТема подвига и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
«Поэма, исполненная трагической силы, трагического величия, блистающая картинами великих характеров, великих страстей»
Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И iconРеальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тверезовская Вероника
Рассмотреть понятия "реальность" и "фантастика" в творчестве Н. В. Гоголя на примере повести "Ночь перед Рождеством"
Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И iconК 200 – летию рождения Николая Васильевича Гоголя
Детство прошло в родительском имении Васильевка на Украине, в краю, овеянном легендами, поверьями и преданьями
Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И iconГротеск в повести Н. В. Гоголя «Нос» Работа ученицы 10 «а» класса Бродской Екатерины

Уроки высокой нравственности в творчестве Н. В. Гоголя (по повести «Тарас Бульба») к 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя Работа Кузнецовой В. И iconВопросы и задания к повести. Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее?
Что заставило Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» ипеределать ее?
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница