Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса




НазваниеТема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса
Дата конвертации12.02.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации


Тема 2

  • Философско-антропологические основания образовательного процесса.


  • План темы:

  • 1. Понятие «философская антропология».

  • 2. «Антропологический ренессанс» в современной культуре.

  • 3. «Антропоцентризм» и «системоцентризм» как две модели миропонимания современной культуры.

  • 4. Основные принципы антропологического подхода к образовательной деятельности.



Вопрос 1

  • Понятие «философская антропология».



Начнем с того, что существует целая отрасль философии как науки –

  • философская антропология (от греч. «anthropos» – человек и «logos» - учение).

  • Она является теоретической и мировоззренческой основой становления философии образования.



В свою очередь, сама философская антропология

  • является составной частью «антропологии» в целом, под которой сегодня понимается целый комплекс наук о человеке, обществе, культуре, включающий в себя физическую антропологию, культурную, психологическую, педагогическую антропологию, этнологию и, наконец, собственно философскую антропологию.



Что изучает философская антропология?

  • Это философская концепция, которая исследует различные аспекты человеческого существования (бытия), определяет место человека в окружающем мире и отношение человека к этому миру.



Основной принцип философской антропологии можно выразить в формуле:

  • «Человек – вот мера всех вещей».

  • Данный афоризм, кстати, принадлежит одному из основоположников древнегреческого философского учения «софизм» (отрицавшего законы логики) – Протагору (около 481–411 до н.э.)



Таким образом,

  • антропологический философский подход выходит на постижение мира через постижение человека.



Основные проблемы философской антропологии:

  • проблемы человеческой индивидуальности, его творческих возможностей, проблемы смысла жизни человека, его идеалов, смерти и бессмертия, свободы и несвободы, счастья и трагического одиночества современного человека.



Идея специального выделения

  • собственно антропологических философских исследований зародилась в XVIII в.

  • Страстным приверженцем этой идеи был И.Кант, считавший, что человек – уникальное существо, уже этим фактом заслуживающее отдельного и особого философствования.



В 1920-х гг. ХХ века

  • сложилось особое философское направление, представленное такими немецкими мыслителями, как М.Шелер (1874-1928), А.Гелен (1904-1976), Г.Плесснер (1892-1985).

  • Эти одни из первых собственно философов-антропологов обратились к проблеме человека как природного существа.



Человек действительно

  • один из самых загадочных и предельно захватывающих объектов философского умозрения.

  • И для раскрытия всех тайн человеческой природы, сущности нужны особые и нетривиальные философские средства.



В этом смысле

  • философская антропология принципиально отличается от традиционных сфер философского знания – логики, гносеологии, этики, эстетики, истории философии.



Философская антропология –

  • это не только область философского знания, не только определенное философское направление. Прежде всего это особый стиль, особый метод мышления, в центре которого стоит человек.

  • Философы-антропологи считают, что невозможно рассуждать о бытие, о динамике истории и тайнах культуры, об образовании и воспитании, об экономических процессах и явлениях не рассматривая человеческое измерение этих феноменов.



Важнейшей особенностью современной эпохи

  • вообще является так называемый «антропологический ренессанс».



Вопрос 2

  • «Антропологический ренессанс» в современной культуре.



Современный «антропологический ренессанс»

  • связан именно с упоминавшимися требованиями «человеческого измерения» различных экономических, социальных, политических и культурных новаций последних десятилетий.



Современный «антропологический ренессанс»

  • обусловлен прежде всего кризисным состоянием нашей цивилизации, обострением социальных, экономических, экологических и, как следствие, политических проблем человечества.

  • Философы трактуют современный кризис цивилизации как переломный в развитии человечества.



А в переломные моменты

  • своего существования человек всегда стремится обратиться прежде всего к самому себе, заново понять свою сущность и свое место в этом мире.

  • Осмысление данных проблем становится основанием для выработки новых способов бытия и самореализации, сознания и познания, форм жизнедеятельности и творчества.



Практическим философским выражением

  • «антропологического ренессанса» является так называемая «антропологическая установка» познания окружающего мира (как особый тип современного научного и практического мышления).



Применительно к образованию антропологическая установка означает

  • такой анализ и такое видение проблем, при которых именно человек (в единстве всех его проявлений – биологических, психических, духовных, социальных) выступает как главная цель и ценность образовательной деятельности.



С этой позиции все существовавшие человеческие цивилизации (при всем разнообразии их конкретно-исторических форм) можно рассматривать

  • как развитие двух противоположных традиций, двух взаимоисключающих взглядов на отношения человека и общества.

  • Это так называемые «системоцентризм» и «антропоцентризм».



Вопрос 3

  • «Антропоцентризм» и «системоцентризм» как две модели миропонимания современной культуры.



С этой позиции все существовавшие человеческие цивилизации (при всем разнообразии их конкретно-исторических форм) можно рассматривать

  • как развитие двух противоположных традиций, двух взаимоисключающих взглядов на отношения человека и общества.

  • Это так называемые «системоцентризм» и «антропоцентризм».



В так называемом «чистом виде»

  • ни одна из этих моделей миропонимания не существует, однако печать этих двух традиций лежит практически на всех областях общественной жизни.

  • Фундаментальное различие между системоцентризмом и антропоцентризмом состоит в полярности их ценностных шкал.



В системоцентристской модели

  • человек рассматривается как средство достижения надличностных целей системы.

  • Для системоцентризма характерны пренебрежение к самоценности человеческой индивидуальности, сведение смысла человеческой жизни к вкладу в развитие системы.

  • Человек в системоцентризме – всегда средство и никогда не цель.



В антропоцентристской модели

  • человек становится главной целью и ценностью общества, «мерой всех вещей».

  • Все явления природного и социального мира рассматриваются сквозь призму целей и ценностей человека.



Этим двум полярным ценностным шкалам соответствуют и две модели образования:

  • 1) системоцентристская модель образования, целью которой является формирование человека как «винтика» социальной системы.

  • Главным назначением образования является социализация и профессионализация личности с позиций ее максимальной общественной полезности, а целью обучения – овладение определенными ЗУН (т.е. нормативами, заданными системой и носящими характер универсальных требований);



  • 2) антроцентристская модель образования, целью которой является всестороннее развитие каждой личности как субъекта национальной и мировой культуры.

  • Главным назначением образования является создание максимальных условий для индивидуального развития личности. Цель обучения – индивидуальное приобщение каждой личности к национальной и мировой культуре.



Таким образом,

  • в системоцентристской модели образования ценность личности определяется степенью ее соответствия общепринятым нормам и стандартам, а в антропоцентристской модели образования – степенью ее уникальности и своеобразия.



Современная ситуация в российском образовании может быть оценена,

  • в рамках данной типологии, как переход общества и образования от системоцентристского типа к антропоцентристскому.



Основной категорией, позволяющей на практике осуществить антропологический подход является

  • понятие «принцип» (т.е. основное положение теории, выражающее ее практическое отношение к действительности).



Вопрос 4

  • Основные принципы антропологического подхода к образовательной деятельности.



Сегодня перед философией образования

  • остро стоит вопрос о необходимости разработки прикладных, технологических аспектов проблемы антропологического подхода к образовательной деятельности, позволяющих переводить общие теоретические положения на язык практических решений.



Как уже упоминалось выше

  • основной категорией, позволяющей на практике осуществить антропологический подход является понятие «принцип».



К основным принципам антропологического подхода к образовательной деятельности известный российский философ образования А.С.Панарин (1940-2003) относит:

  • 1) принцип субстанциональности (или неотчуждаемости) прав человека.



Антропологический подход

  • рассматривает человека как субстанциональное начало, не подвластное ни обществу, ни историческому прогрессу;

  • как автономную субстанцию, первичную по отношению к обществу и государству и обладающую природными, неотчуждаемыми правами.

  • Эти права закреплены во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.): «Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах».



Применительно к образованию

  • принцип субстанциональности прав человека означает, что все люди имеют право на получение образования.



2) принцип универсализма (или единства человеческого рода).

  • Этот принцип означает равенство всех людей (независимо от расовой или национальной принадлежности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и партийной принадлежности) в праве на образование;



3) принцип целостности

  • (или признания человека целостным существом, имеющим сложную физическую, духовную и социальную организацию).

  • Этот принцип предполагает целостное, уравновешенное развитие всех сторон организации человека;



4) принцип свободы

  • (или признания человека свободным существом, свободным в своем самоопределении).

  • Этот принцип исходит из того, что свобода – сущностная, главная характеристика человека как биопсихосоциального существа.

  • Применительно к образовательной деятельности данный принцип означает, что образование должно предоставлять человеку разнообразные варианты самоопределения, выбора будущего «Я»;



  • 5) принцип многообразия (или признания человека уникальным существом, со специфическим набором потребностей, интересов, целей). Этот принцип предполагает отказ от унифицированного образовательного пространства и предоставление самостоятельности ОУ в выборе стратегий своего развития, вариантивность образования, свободный выбор путей и форм обучения, индивидуализацию и дифференциацию образования.



Таким образом,

  • антропологический подход исходит из признания того, что человек – это уникальное, свободное и целостное существо.

  • И образовательный процесс должен строиться с учетом этих характеристик.



Сегодня философами образования

  • все чаще употребляется понятие «антропологическая экспертиза».

  • Применительно к системе образования, это понятие означает определение того, насколько результаты образовательной деятельности отвечают интересам, потребностям учащегося в собственной социокультурной адаптации и развитии.



Антропологическая экспертиза осуществляется на следующих уровнях:

  • 1) предличностном (учет биофизиологических, медицинских параметров);

  • 2) личностном (учет эмоциональных, волевых, интеллектуальных параметров);

  • 3) надличностном (учет межличностных и социально-деятельностных параметров).



Исходя из всего этого,

  • главной задачей антропологической экспертизы является создание системы антропологического мониторинга всех участников образовательного процесса.

  • На основе результатов этого мониторинга должна осуществляться коррекция (педагогическая, психологическая, психотерапевтическая) и помощь учащемуся в максимальной реализации своего биопсихосоциального потенциала.



В решении этих задач должны принимать участие

  • невропатолог, нейрофизиолог, адаптолог, психотерапевт, психолог, педагоги школы, родители учащегося и школьный омбудсмен (от швед. «ombudsman» – представитель чьих-нибудь интересов, в данном случае – интересов ребенка).



Контрольные вопросы к теме 2:

  • 1. Раскройте значение понятия «философская антропология».

  • 2. Чем обусловлен «антропологический ренессанс» в современной культуре?

  • 3. Что означает антропологический подход к образовательной деятельности?

  • 4. Назовите основные принципы антропологического подхода и раскройте их смысл.



  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Похожие:

Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса iconОтсутствие устойчивой взаимосвязи между участниками образовательного процесса
Нет четко выраженного желания и мотивации всех участников образовательного процесса
Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса iconДля взрослых участников образовательного процесса
Повысить мотивацию у взрослых участников образовательного процесса в применении оздоровительных мероприятий в условиях бассейна сауны...
Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса iconУправление качеством образовательного процесса; управление качеством образовательного процесса
Совокупность учебно-методических материалов, регламентирующих сочетание организационных, содержательных, методических, технологических...
Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса iconИнформационно-методическое обеспечение образовательного процесса; информационно-методическое обеспечение образовательного процесса
Целью мотивационного этапа является создание системы потребностей и мотивов, отражающих побуждение библиотекарей к саморазвитию,...
Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса iconМетодическая тема
«Инновационный поиск и развитие методических традиций как развитие всех субъектов образовательного процесса»
Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса icon«Учебно-методический комплекс дистанционного обучения как средство саморазвития субъектов образовательного процесса»
«Технология организации дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья как средство развития, обучения и...
Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса iconОрганизации образовательного процесса в возрастных группах в соответствии с фгтоп
В соответствии с Приказом №655 во всех доу разработана образовательная программа. В настоящее время педагогические коллективы разрабатывают...
Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса iconПедагог-психолог высшей квалификационной категории моу «Гимназия №3 змр рт»
Роль психологической службы в работе с педагогическим коллективом образовательного учреждения на этапе модернизации образовательного...
Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса iconОбновление технологии образовательного процесса
Модель новой формы организации процесса обучения с учетом идей интеграции и инклюзии детей с разной степенью выраженности интеллектуального...
Тема 2 Философско-антропологические основания образовательного процесса iconОсобенности структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в доу
Особенности структуры образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в доу в соответствии с Федеральными государственными...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница