План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования




НазваниеПлан: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования
Дата конвертации12.02.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации


  • План:

  • 1. Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования.

  • 2. Философско-антропологические основания образовательного процесса.

  • 3. Образование как феномен культуры и социальный институт.

  • 4. Динамика социокультурных типов европейского образования. Цели образования на современном этапе. Философская культура педагога как составная часть его профессиональной компетентности.


Вопрос 1

  • Определение и задачи философии образования.

  • Основные тенденции развития современного образования



Проблемы образования

  • всегда занимали важное место в философии как науке.



Но выделение философии образования

  • в качестве особого исследовательского направления началось лишь в 1940-е гг. ХХ века (в США).



Сейчас

  • философия образования входит в систему образования ВСЕХ западноевропейских стран.



В России до последнего времени

  • философия образования не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью.

  • Лишь в наши дни положение дел стало меняться.



Определение философии образования –

  • это философская рефлексия (т.е. концептуальное осмысление) проблем образовательной деятельности.



Сейчас в России

  • всплеск философской проблематики



Он связан с тем, что

  • в переходные периоды развития культуры и общества (каковой является современная российская ситуация) в образовательной системе актуализируются вопросы, на которые только одна педагогика не может дать ответа и которые требуют именно философского осмысления.



Среди таких вопросов на первом месте стоят

  • тенденции развития современного образования.



Первой и ведущей тенденцией развития современного образования (мирового и российского) является

  • кризис классической модели и системы образования, мировая тенденция к смене основной образовательной парадигмы, поиск новых целевых ориентиров образования.



Основные принципы классической модели образования

  • были сформулированы в ХVIII - начале ХIХ веков применительно к индустриальному обществу великим чешским философом и

  • педагогом, основателем дидактики

  • Яном Амосом Каменским (1592-1670) и

  • выдающимся швейцарским педагогом, одним из основоположников дидактики начального обучения Иоганном Генрихом Песталоцци (1746-1827).



Классическая модель образования

  • является калькой с культуры Нового времени.



Сущностные черты культуры Нового времени:

  • 1) это культура «отраслевая», что обусловлено разделением труда (разделение культуры на науку и искусство, разделение науки на дисциплины);

  • 2) это культура монологическая (культура одного голоса – разума, науки);

  • 3) это культура утилитаристская (исходящая из идеи пользы, практической полезности).



Данными чертами культуры Нового времени обусловлены и основные принципы модели образования индустриального общества:

  • 1) «сциентизм» (от лат. «scientia» – наука) (т.е. ориентация на науку, рассмотрение науки как культурно-мировоззренческого образца, высшей ступени развития человеческого разума);

  • 2) дифференциация знания и преподавания (выразившаяся в форме школьных предметов и урока);

  • 3) ступенчатость подготовки (выразившаяся в делении образовательного процесса на классы);

  • 4) монологизм и авторитарность учителя;

  • 5) утилитарность образования (которое ориентируется прежде всего на подготовку учащихся к поступлению в ВУЗы и к производству).



Однако

  • к концу ХХ века эта система образования дала серьезный сбой, связанный с теми глубокими процессами, которые происходят во всем мире.



Современное общество характеризуется

  • стремительным изменением темпов жизни, технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением труда.

  • И образование, ориентированное только на передачу знания, не справляется с этой задачей, т.к. современный объем знаний значительно превышает возможности школьного канала образования.



Таким образом,

  • кризис современного российского образования порожден прежде всего утилитаристской ориентацией на знания, причем содержание школьных дисциплин на 20-30 лет отстает от содержания и уровня современной науки.

  • Следовательно, если по-прежнему ставить целью образования только формирование традиционных ЗУН, то кризис будет непреодолим.



Второй значимой тенденцией развития современного образования (мирового и российского) является

  • его движение в направлении интеграции в современные мировые системы образования, что выражается в РФ в так называемой демократизации отечественной школы: в свободном выборе программ образования, создании системы непрерывного образования, гуманизации и компьютеризации образования, финансовой самостоятельности школ и ВУЗов и т.д.



Третьей тенденцией развития российской системы образования является

  • тот идейно-мировоззренческий и ценностный вакуум, который возник в ней в связи с распадом советского управления этой системой, и связанные с данным явлением неопределенность и неясность целей обучения и воспитания.



Эти тенденции развития современного российского образования

  • определяют основные задачи отечественной философии образования.



К этим основным задачам относятся:

  • 1) осмысление кризиса российского образования и его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы, путей и способов разрешения данного кризиса;

  • 2) формулирование новых целей российского образования, обоснование современной государственной и региональной политики РФ в области образования;

  • 3) выявление исходных (базовых) отечественных культурных ценностей и мировоззренческих установок образования и воспитания, соответствующих требованиям современного общества.



Особое значение для российской системы образования имеет

  • научная разработка философией образования третьей задачи.



Сегодня основанием для выработки новых целевых ориентиров отечественного образования является

  • так называемая

  • «антропологическая установка».



Вопрос 2

  • Философско-антропологические основания образовательного процесса.



Начнем с того, что существует целая отрасль философии как науки –

  • философская антропология (от греч. «anthropos» – человек и «logos» - учение).

  • Она является теоретической и мировоззренческой основой становления философии образования.



Что изучает философская антропология?

  • Это философская концепция, которая определяет место человека в окружающем мире и отношение человека к этому миру.

  • Основной принцип философской антропологии: «Человек – вот мера всех вещей»

  • (афоризм принадлежит одному из основоположников древнегреческого учения «софизм» (отрицавшего законы логики) – Протагору (около 481–411 гг. до н.э.)



Таким образом,

  • антропологический подход выходит на постижение мира через постижение человека.



Основные проблемы философской антропологии:

  • проблемы человеческой индивидуальности, его творческих возможностей, проблемы смысла жизни человека, его идеалов, смерти и бессмертия, свободы и несвободы.



Важнейшей особенностью современной эпохи является

  • так называемый «антропологический ренессанс», который обусловлен:

  • 1) кризисным состоянием современной цивилизации, обострением социальных, экономических, экологических и, как следствие, политических проблем;

  • 2) кризисным состоянием современных мировых систем образования.



Применительно к образованию антропологическая установка (как особый тип научного и практического мышления) означает

  • такой анализ и такое видение проблем, при которых именно человек (в единстве всех его проявлений – биологических, психических, духовных, социальных) выступает как главная цель и ценность образовательной деятельности.



С этой позиции все существовавшие человеческие цивилизации (при всем разнообразии их конкретно-исторических форм) можно рассматривать

  • как развитие двух противоположных традиций, двух взаимоисключающих взглядов на отношения человека и общества.

  • Это так называемые «системоцентризм» и «антропоцентризм».

  • Различие между ними состоит в полярности их ценностных шкал.



В системоцентристской модели

  • человек рассматривается как средство достижения надличностных целей системы.

  • Для системоцентризма характерны пренебрежение к самоценности человеческой индивидуальности, сведение смысла человеческой жизни к вкладу в развитие системы.

  • Человек в системоцентризме – всегда средство и никогда не цель.



В антропоцентристской модели

  • человек становится главной целью и ценностью общества.

  • Все явления природного и социального мира рассматриваются сквозь призму целей и ценностей человека.



Этим двум полярным ценностным шкалам соответствуют и две модели образования:

  • 1) системоцентристская модель образования, целью которой является формирование человека как «винтика» социальной системы. Главным назначением образования является социализация и профессионализация личности с позиций ее максимальной общественной полезности, а целью обучения – овладение определенными ЗУН (т.е. нормативами, заданными системой и носящими характер универсальных требований);



  • 2) антроцентристская модель образования, когда его целью становится всестороннее развитие каждой личности как субъекта национальной и мировой культуры. Главным назначением образования является создание максимальных условий для индивидуального развития личности. Цель обучения – индивидуальное приобщение каждой личности к национальной и мировой культуре.



В первой модели образования

  • ценность личности определяется степенью ее соответствия общепринятым нормам и стандартам, а во второй модели образования – степенью ее уникальности и своеобразия.



Современная ситуация в российском образовании может быть оценена,

  • в рамках данной типологии, как переход общества и образования от системоцентристского типа к антропоцентристскому.



Основной категорией, позволяющей на практике осуществить антропологический подход является

  • понятие «принцип» - т.е. основное положение теории, выражающее ее практическое отношение к действительности.



К основным принципам антропологического подхода к образовательной деятельности относятся:

  • 1) принцип субстанциональности (или неотчуждаемости) прав человека. Применительно к образованию данный принцип означает, что все люди имеют право на получение образования;

  • 2) принцип универсализма (или единства человеческого рода). Этот принцип означает равенство всех людей в праве на образование;



  • 3) принцип целостности (или признания человека целостным существом, имеющим сложную физическую, духовную и социальную организацию). Этот принцип предполагает целостное, уравновешенное развитие всех сторон организации человека;

  • 4) принцип свободы (или признания человека свободным существом, свободным в своем самоопределении). Образование должно предоставлять человеку разнообразные варианты самоопределения, выбора будущего «Я»;



  • 5) принцип многообразия (или признания человека уникальным существом, со специфическим набором потребностей, интересов, целей). Этот принцип предполагает отказ от унифицированного образовательного пространства и предоставление самостоятельности ОУ в выборе стратегий своего развития, вариантивность образования, свободный выбор путей и форм обучения, индивидуализацию и дифференциацию образования.



Таким образом,

  • антропологический подход исходит из признания того, что человек – это уникальное, свободное и целостное существо.

  • И образовательный процесс должен строиться с учетом этих характеристик.



Сегодня

  • все чаще употребляется понятие «антропологическая экспертиза».

  • Применительно к системе образования, это понятие означает определение того, насколько результаты образовательной деятельности отвечают интересам, потребностям учащегося в собственной социокультурной адаптации и развитии.



Антропологическая экспертиза осуществляется на следующих уровнях:

  • 1) предличностном (биофизиологические, медицинские параметры);

  • 2) личностном (эмоциональные, волевые, интеллектуальные параметры);

  • 3) сверхличностном (межличностные и социально-деятельностные параметры).



Исходя из этого,

  • главной задачей антропологической экспертизы является создание системы антропологического мониторинга всех участников образовательного процесса.

  • На основе результатов этого мониторинга должна осуществляться коррекция (педагогическая, психологическая, психотерапевтическая) и помощь учащемуся в максимальной реализации своего биопсихосоциального потенциала.



В решении этих задач должны принимать участие

  • невропатолог, нейрофизиолог, адаптолог, психотерапевт, психолог, педагоги школы, родители учащегося и школьный омбудсмен (от швед. «ombudsman» – представитель чьих-нибудь интересов, в данном случае – интересов ребенка), которого правильнее называть – «уполномоченный по правам участников образовательного процесса».



Вопрос 3

  • Образование как феномен культуры и социальный институт.



Итак,

  • философия образования изучает сущность, структуру и динамику образования.



Проблемное поле философии образования, следовательно, выглядит так:

  • 1) сущность образования;

  • 2) факторы эволюции образования;

  • 3) проблемы кризисных состояний систем образования, смены образовательных парадигм;

  • 4) проблемы взаимодействия человека и общества в образовании.



Отсюда основными понятиями философии образования являются:

  • 1) образование;

  • 2) социокультурный тип образования;

  • 3) идеал образованности;

  • 4) образовательная парадигма;

  • 5) образовательные технологии.

  • Теперь об этих понятиях подробнее.



1) Образование – это:

  • а) совокупность образовательных учреждений, составляющих систему образования данного общества;

  • б) процесс трансляции и воспроизводства культуры, которая понимается как упорядоченный социальный опыт. Культура обеспечивает передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. выступает как механизм социальной наследственности, социальной памяти. Таким образом, образование как институт культуры выступает в качестве канала внебиологического наследования социального опыта;

  • в) результат образовательной деятельности, воплощенный в понятии «образованность».



Поскольку

  • образование является социальным институтом, процессы, происходящие в нем, оказываются напрямую связанными с теми изменениями, которые протекают в обществе.

  • Данная зависимость находит свое выражение в понятии «социокультурный» или «исторический тип образования».



2) Социокультурный (исторический) тип образования – это совокупность:

  • а) образовательных целей и ценностей данного общества;

  • б) социально значимых представлений о результатах образовательной деятельности, выраженных в идеале образованности;

  • в) содержания образования и способов его отбора;

  • г) типа коммуникации в образовательном процессе;

  • д) характера институциализации образования.



Таким образом,

  • каждому конкретному обществу соответствует определенный тип образования, который определяется системой ценностей этого конкретного общества.



Социальный характер целей образования определяет

  • и социальный характер средств образовательной деятельности.

  • Французский социолог, один из основателей социологии как науки, Эмиль Дюркгейм (1858-1917) подчеркивал: «В школе та же дисциплина,

  • те же правила и обязанности, те же

  • поощрения и наказания, тот же тип

  • отношений, что и в обществе». Таким

  • образом, школа – это «своеобразный зародыш социальной жизни данного общества».



С социальным характером образования связаны

  • статус и авторитет учителя, имеющие социальные причины: учитель выступает как выразитель целей и идеалов своего времени, своего государства и своего народа,

  • в том числе и идеалов образованности.



3) Каждое общество имеет свой идеал образованности,

  • сформировать который и есть главная цель образования.

  • Этот идеал определяется социальными потребностями.

  • Таким образом, идеал образованности – это социально значимые представления о наиболее желательных результатах образования.



Идеал образованности –

  • это исторически конкретное понятие. В разные исторические эпохи он был разным.



Например, античный идеал образованности

  • выражался в понятии «гражданин» и включал в себя гражданские добродетели (чувство долга, ответственность, патриотизм), а также знание философии, музыки, ораторское искусство и физическое совершенство.



Идеал образованности Средневековья

  • сводился к религиозным познаниям, а предметно-практические знания, необходимые человеку в повседневной жизни, служили лишь дополнением к познаниям о так называемом «горнем мире».



Гуманистический идеал образованности эпохи Возрождения

  • понимался как всесторонняя (энциклопедичная) образованность и выражался в определении «Homo universale» (от лат. «человек универсальный»).



Идеал образованности Нового времени (эпохи развития капиталистических отношений)

  • выдвигает на первый план профессиональные знания и выражается в определении «Homo faber» (от лат. «человек мастеровой»).



В наше время идеал образованности

  • включает в себя не только профессионализм, но и общую культуру, планетарное мышление, культурный плюрализм и толерантность.



4) Для обозначения кардинальных изменений, которые происходят сегодня в образовании

  • употребляется понятие «образовательная парадигма».



Парадигма (от греч. «paradigma» - образец, пример) –

  • одно из ключевых понятий современной философской науки (введено в научный оборот американским философом и историком науки Томасом Самуэлем Куном (1922-1996).

  • Это общепризнанные научные

  • достижения, которые в течение

  • определенного времени дают модель

  • постановки проблем и их решений.



Парадигма:

  • 1) очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение;

  • 2) включает в себя фундаментальные теории, конкретные образцы научного решения проблем;

  • 3) устанавливает допустимые методы решения этих проблем;

  • 4) определяет, какие результаты могут быть при этом получены.



Таким образом,

  • парадигма – это определенный взгляд на окружающий мир, принимаемый научным сообществом.



Примером парадигмы является

  • так называемая «ньютоновская механика», которая в течение нескольких веков составляла основу механистического мировоззрения,

  • основу классической парадигмы науки.



Классическая парадигма науки –

  • это парадигма линейной модели развития мира, жестко связанного причинно-следственными связями.

  • Причем связь между причиной и следствием рассматривалась в этой модели как постоянная и однозначная.

  • А развитие мира рассматривалось как поступательное, линейное, безальтернативное и предсказуемое.



Мир и его развитие понимались

  • как некий научный проект, который можно рассчитать до конечной «светлой цели», при условии знания законов этого развития (например, так считали Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) и Карл Генрих Маркс (1818-1883).



Сейчас утверждается

  • парадигма новой нелинейной модели развития мира.

  • Основные признаки этой модели – нелинейность, многовариантность путей развития, непредсказуемость, стохастичность (т.е. случайность) и дискретность (т.е. прерывистость) развития.



Томас Кун также утверждал, что

  • парадигмальность присуща всем сферам культуры, в том числе образованию.

  • Любая сфера культуры – это сочетание традиций и новаций. Традиции отвечают за сохранность культуры на различных этапах истории. Новации отвечают за развитие культуры.



Смена парадигмы, таким образом, это –

  • прежде всего смена определенной культурной традиции.



Отсюда образовательная парадигма –

  • это способ деятельности конкретного педагогического сообщества в конкретную эпоху.

  • Смена образовательной парадигмы – это смена социокультурного (исторического) типа образования.



Вопрос 4

  • Динамика социокультурных типов европейского образования. Цели образования на современном этапе. Философская культура педагога как составная часть его профессиональной компетентности.



Российское образование, безусловно, принадлежит к европейскому образованию,

  • в котором, как известно, выделяются 4 основных социокультурных типа образования:

  • 1) античный; 2) средневековый (схоластический); 3) классический (сциентистский); 4) современный (неклассический).

  • Каждый из этих типов обладает своей спецификой, проявляющейся на уровне целей, содержания, технологий, представлений о результатах образовательной деятельности.

  • Рассмотрим эти типы подробнее.



Исходной точкой Античного мира являлся

  • «полис» (самостоятельное город-государство, особая форма общественного устройства Древней Греции и, на начальном этапе истории, Древнего Рима).

  • В гражданской жизни полиса участвовал каждый взрослый свободный человек (мужчина), имевший права гражданства и владевший частным хозяйством.

  • Высшая власть в полисе принадлежала народному собранию всех граждан.



Подобное общественное устройство определяло и основные черты античного типа образования,

  • которое было ориентировано, прежде всего, на формирование гражданина, принадлежавшего культуре полиса или, позднее, империи. Идеал человека понимался как свободный, гармонично развитый телом и сильный духом гражданин.

  • Этим определялось и содержание образования.

  • Преобладающим типом коммуникации в образовательном процессе был диалог учителя и ученика.



С Раннего Средневековья началось формирование схоластического (т.е. школьного) образования.

  • Базовой ценностью культуры Средневековья становится религиозность. Христианская вера определяла миропонимание средневекового человека. Сложилась концепция личности, осуществлявшей свою жизнедеятельность как исполнение заповедей Бога во имя личного Спасения.

  • Такое понимание человека определяло систему целеполагания в образовании, которое прежде всего должно было прививать религиозные знания.

  • Типом коммуникации в образовательном процессе была коммуникация учащегося и Бога, посредником которой выступал учитель.



Социокультурный тип образования Нового времени назывался «классическим (сциентистским)».

  • Базовой ценностью культуры Нового времени являлась наука, которая рассматривалась как гарант прогрессивного развития общества.

  • Образование ориентировалось на воспроизводство человека, способного эффективно функционировать в обществе индустриального производства.

  • Идеалом образованности стал знающий профессионал.

  • В основу содержания образования были положены научно-технические ЗУН.

  • Функции учителя свелись к механической трансляции этих ЗУН, созданию условий для их усвоения, контролю и оцениванию степени этого усвоения.



Складывающийся в мире новый социокультурный тип образования ХХI века

  • можно условно назвать «неклассическим».

  • Многие современные общества (в том числе и российское) сегодня переживают переходный (кризисный) период смены типа культуры и образования.

  • Главной ценностью культуры нового века должна стать, по оценке ЮНЕСКО, ценность устойчивого, стабильного развития человека и общества, а главной целью образования нового века – формирование так называемой «жизнеспособной личности».



Жизнеспособная личность –

  • это личность, которая обладает следующей системой качеств:

  • 1) владеет минимально необходимым или максимально возможным (в зависимости от образовательного потенциала государства) объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к окружающей среде и успешную реализацию своих личностных целей;

  • 2) имеет сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях личностного, гражданского и социального выбора;



  • 3) владеет основными способами деятельности, необходимыми для общения, учебы или трудовой деятельности, для реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных и профессиональных обязанностей;

  • 4) имеет социально необходимый уровень общей культуры (и прежде всего – национальной культуры);

  • 5) обладает личностными качествами (физическими, психофизиологическими, духовными, интеллектуальными), позволяющими продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества и государства.



Данная идея жизнеспособности личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека будут определять

  • и основные черты современного типа образования, и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:

  • 1) формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном и межгосударственном уровнях;

  • 2) формирование социальной ответственности личности перед собой, обществом, государством, человечеством, природой.



Такое понимание целей современного образования:

  • 1) соответствует базовым ценностям современной культуры и потребностям потребителей образовательных услуг;

  • 2) позволяет гармонизировать личные, социально-групповые и общественные интересы;

  • 3) снимает искусственное разделение образовательного процесса на учебный и воспитательный.



  • Теперь о философской культуре педагога как составной части его профессиональной компетентности.



Философская культура педагога –

  • это стержень его общей культуры и важнейшая составная часть его профессиональной компетентности, т.к. философская культура развивает способность педагога к рефлексии своей профессиональной деятельности, без которой успешность данной деятельности просто невозможна.



Что должно составлять философскую культуру педагога?

  • 1) Понимание сущности философского знания (как рефлексии культуры, облеченной в теоретическую форму);

  • 2) знание основ истории философии (как истории развития человеческого мышления);

  • 3) понимание сущности и специфики образования (как института культуры);

  • 4) умение обосновать цели, задачи, содержание и методы своей педагогической деятельности в соответствии с основными тенденциями развития отечественной и мировой систем образования;



  • 5) владение основами современной методологии науки (умение ориентироваться в многообразии методов научного познания и правильно осуществлять их отбор);

  • 6) умение ориентироваться в философских основаниях своего предмета.



  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Похожие:

План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconПерспектива развития дистанционного образования через интернет в разных регионах мира бердников А. Д
Целью данной работы является определение дистанционного обучения как наиболее современного вида обучения, не уступающего традиционным...
План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconРоль, место и основные направления развития современного школьного курса информатики в условиях становления инновационной системы образования

План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconЛекция для учителей истории План лекции Ведущие тенденции общественного развития в информационную эпоху
Ценностные ориентиры образования как ведущего института социализации личности в российском обществе
План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconОсновные направления развития общего образования: Основные направления развития общего образования
Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с...
План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconОсновные тенденции развития климатических моделей Основные тенденции развития климатических моделей
Моделирование пузырьковой конвекции в задаче аэрации водоема (Wuest et al., 1992)
План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconКачество образования
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его
План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconОсновные тенденции, проявившиеся в последнее десятилетие в области оценки качества образования

План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconТенденции современного производства Тенденции современного производства
В настоящее время не существует абсолютно аналогичных средств разрабатываемой системе
План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconА) философию образования как научную педагогику или теорию образования (научно-педагогический аспект)
Американское общество философии образо­вания. В 1965 году такое же общество появилось в Великобритании, а в августе 1990 г на международной...
План: Определение и задачи философии образования. Основные тенденции развития современного образования iconСовременные тенденции развития информационной инфраструктуры науки и образования

Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница