Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук




НазваниеИсточниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук
Дата конвертации06.02.2013
Размер445 b.
ТипЛекция


Источниковедение истории культуры

  • Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук

  • Денис Александрович Литошенко


Источниковедение истории культуры

  • Лекция № 2

  • Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез



Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания.



Это создает возможность единого научного подхода к ним - разработки методов источниковедческого анализа и их воссоздания как феномена культуры - источниковедческого синтеза.



Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обогащаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.



Метод источниковедения имеет целью:

  • 1) установить информационные возможности источника (или ряда однородных источников) для получения фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна этих данных);

  • 2) аргументированно оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения.



В соответствии с этим метод источниковедения проводится поэтапно, последовательно. Поэтому на каждом этапе решается своя исследовательская задача, достигается познавательная цель.



Материальный объект,

  • созданный в результате целенаправленной деятельности человека, представляет собой отвечающее данной цели произведение и в то же время источник социальной информации.



Он материален (т. е. доступен для непосредственного восприятия), но, в отличие от других материальных объектов, возникших под воздействием природных сил, является неким изделием с определенной, целенаправленно созданной структурой.



Он обладает свойствами, выражающими телеологическое единство (единство цели его создания), более или менее полно и завершение выражает мысль и цель своего творца.



Можно, разумеется, различать произведения (источники), которые с большей или меньшей степенью завершенности выражают масштаб личности своего творца.



Особый интерес вызывает феномен смены материальной оболочки,

  • который присущ феномену источника вообще. Функционируя, источник постоянно и целенаправленно как бы заново воспроизводится (переписывается, реставрируется, тиражируется, копируется и т. д.).

  • Для социально-культурной общности всегда характерна забота о том, чтобы материальная фактура произведения сохраняла свою целостность, без которой передача социальной информации теряет свою непрерывность



Произведение, в отличие от других материальных объектов, возникших вне участия человека (под влиянием природных сил), представляет собой некое "изделие". Именно поэтому такой материальный (вещественный) объект и может служить источником для получения сведений о его творце (авторе), о том обществе, в котором мог возникнуть подобный замысел и имелись возможности его реализации именно таким, а не иным образом.



Произведения по степени завершенности, выраженности телеологического единства, цели могут быть весьма различными.



"Объективно-данный исторический источник представляется историку в виде некоторого единства и целостности; такие свойства он приписывает, например, и предмету древности, и произведению письменности; в противном случае он говорит об обломках предмета древности или об отрывках произведения письменности, - выражения, которые сами уже указывают на то, что понятие о предмете древности или произведении письменности связывается у него с понятием о некоторой их целостности".



Суть и своеобразие методологии источниковедения (в отличие от философской герменевтики) состоят в признании чужого (а не только своего) сознания.



"Принцип единства чужого сознания... получает еще более широкое значение в том случае, когда историк имеет дело с источником, отражающим целую совокупность движений, нужных для выделки данного предмета, или целый ряд знаков, обозначающих чужую речь в словесной или письменной форме; он понимает, например, каждое слово в его соотношении с другими словами, благодаря которым каждое из них получает и более конкретный смысл. В связи с тем же принципом можно поставить и многие более частные правила герменевтики, давно уже обратившие на себя внимание исследователей".



В науках о культуре

  • "Дух... не может быть дан как вещь (прямой объект естественных наук), а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для себя самого и для другого".



Принцип понимания одного человека другим через посредство произведения составляет специфику гуманитарного познания:

  • "Гуманитарные науки - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст... Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки...".



В триаде "человек-произведение-человек" методология источниковедения различает два типа взаимосвязей и соответственно два типа исследовательской деятельности.

  • При первом типе взаимосвязей рассматривается отношение произведения к той исторической реальности, в процессе функционирования которой оно было создано (отдельным человеком, группой авторов, может быть целым народом).

  • При втором типе познающий субъект (источниковед) включает произведение в реальность современной ему эпохи.



М.М. Бахтин писал:

  • "Событие жизни текста, то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов". При этом возникает, по его мнению, "проблема второго субъекта, воспроизводящего, для той или иной цели, в том числе и исследовательской, текст (чужой) и создающего обрамляющий текст".



О "встрече двух индивидуальностей" в процессе источниковедческого анализа писал Л.П. Карсавин, также видевший в этом взаимодействии автора источника и исследователя гуманитарную специфику.



Стремление опереться на достоверные свидетельства источников для воссоздания реальности прошлого было присуще историкам издавна. Оно послужило импульсом для формирования методов так называемой исторической критики, т. е. системы приемов проверки подлинности и установления достоверности исторических источников.



По мере развития исторической мысли становилось более очевидным, что каждое отдельное высказывание или свидетельство источника должно быть поставлено в определенную зависимость от общего замысла произведения, от обстоятельств создания источника, от знания условий, в которых автор жил и творил.



Вопросы критики источников не могут быть рассмотрены без исследования вопросов интерпретации смысла произведения в его целом.



Ф. Шлейермахер разделял

  • герменевтику (искусство правильно понимать текст в его грамматическом и психологическом истолковании)

  • и

  • критику (прежде всего критическое изучение вопросов подлинности источника)

  • и

  • выявил их взаимосвязь.



Однако в ходе становления методологии исторической науки XIX-XX вв. происходило недостаточно четкое размежевание понятий научной критики и герменевтики и их расширительное толкование. Большое распространение получило весьма широкое понимание методов исторической критики, которое включает в себя одновременно и метод интерпретации источника.



Рассматривались такие понятия, как критика происхождения источника, внутренняя критика и даже критика толкования (герменевтика), что исключало возможность четкого разделения и понятий и исследовательских процедур критики и интерпретации источников.



Преодоление позитивистских традиций в методологии исторического исследования активизировало проблемы понимания, герменевтики как главного и даже единственного метода работы историка с историческим источником.



Преодоление культурно-исторической дистанции между историком и сознанием людей прошлого, способность к сопереживанию и выражению симпатии трактуются в работах теоретика исторического сознания Л.И. Марру как важнейшее качество историка.



"Сама работа по интерпретации обнаруживает глубокий замысел - преодолеть культурную отдаленность, дистанцию, отделяющую читателя от чуждого ему текста, чтобы поставить его на один с ним уровень и таким образом включить смысл этого текста в нынешнее понимание, каким обладает читатель".



От "восстановления изначального значения произведения" герменевтика в философском понимании выводит исследователя на "мыслящее опосредование с современной жизнью" и тем самым "герменевтическое сознание приобретает всеобъемлющие масштабы".



От истолкования смысла текста источниковед переходит к более масштабным задачам интерпретации источника как явления культуры.



Для парадигмы источниковедения временное расширительное толкование понятия герменевтики, в сущности, приемлемо. Данный подход позволяет лучше понять взаимосвязь профессионально-источниковедческого и более широкого - философского - подходов к произведению.



Гадамер отмечает,

  • что "различение когнитивного, нормативного и репродуктивного истолкования не имеет принципиального характера, по описывает единый феномен".

  • Именно в этом смысле можно говорить о двух субъектах гуманитарного познания.



Нельзя не видеть, что смешение этих двух подходов приводит к методологической неразличимости субъекта и объекта в познании источника.



"Результаты наших размышлений, заставляют нас отказаться от разделения герменевтической постановки вопроса на субъективность интерпретатора и объективность подлежащего пониманию смысла".



Ученый даже сравнивает обрисованную им ситуацию интерпретации источника с разговором двух собеседников, в ходе которого возникает новая атмосфера: "взаимопонимание, объединяя собеседников, преображает их так, что они уже не являются более тем, чем были раньше".



Понятно, однако, что разговор собеседников и ситуация с источником в ходе источниковедческого анализа совершенно различны.

  • Источник не меняет своего первоначального смысла в ходе обращения к нему исследователя.

  • Возможна (что совершенно нежелательно) лишь подмена смысла источника каким-то другим, ему несвойственным смыслом.



Не отличая голоса источника от своего собственного, интерпретатор перестает слышать этот другой, суверенный голос, а значит, лишает себя новой информации, которую мог бы получить от другого.



В ходе научного анализа источника голоса обоих субъектов - автора и исследователя - должны быть четко различимыми. Решению данной задачи соответствует оптимальная структура источниковедческого исследования. Лишь синтез двух взаимодополняющих подходов к изучению источника дает возможность представить изучаемый источник как явление культуры, как общечеловеческий феномен.



"Всякий, кто стремится к познанию исторической действительности, почерпает свое знание о ней из источников (в широком смысле); но для того, чтобы установить, знание о каком именно факте он может получить из данного источника, он должен понять его: в противном случае, он не будет иметь достаточного основания для того, чтобы придавать своему представлению о факте объективное значение; не будучи уверен в том, что именно он познает из данного источника, он не может быть уверенным в том, что он не приписывает источнику продукта своей собственной фантазии".



Похожие:

Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconЛекция №3 Социологические подходы к изучению культуры
Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии исмд вгуэс, кандидат исторических наук
Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconЛекция №5 Социальная морфология культуры о культурном многообразии
Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии исмд вгуэс, кандидат исторических наук
Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconАвтор-составитель альбома – А. С. Минаева. Научный редактор – кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии вгуэс д. А. Литошенко
...
Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconАвтор презентации – И. В. Попова,доцент кафедры педагогики, кандидат исторических наук, директор Центра педагогического образования УрГУ
Автор презентации И. В. Попова,доцент кафедры педагогики, кандидат исторических наук, директор Центра педагогического образования...
Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconДиректор центра
Комарова Ирина Ильинична, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник сопс, Академии экономического развития и Российской...
Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconПравила оформления дипломной работы Городнова Анфиса Алексеевна, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента, кандидат социологических наук Нормативные акты
Правила оформления дипломной работы Городнова Анфиса Алексеевна, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента, кандидат социологических...
Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconЛекция № Принципы классификации психотерапии Кафедра философии и психологии имост кандидат медицинских наук, доцент кафедры Е. В. Алексеева
Тема Лекция № Принципы классификации психотерапии Кафедра философии и психологии имост кандидат медицинских наук, доцент кафедры...
Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconЛитература XVII-XVIII вв
Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы вкгу им. С. Аманжолова
Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconЛекция №16. Кафедра философии и психологии имост кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии
Кафедра философии и психологии имост кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии
Источниковедение истории культуры Ведущий преподаватель: доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук iconСтатистика здоровья в кыргызской республике
Автор: Кенеш Жюсупов, кандидат медицинских наук, доцент кафедры Гигиены и Эпидемиологии Кыргыской Государственной Медицинсой Академии,...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница