Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв




НазваниеЦерковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв
Дата конвертации06.02.2013
Размер445 b.
ТипПрезентации


Церковь, ереси и светская власть на Руси

  • в XIV – начале XVI вв.


Ересь стригольников

  • Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и носила рационалистический характер.

  • Стригольники:

  • Осуждали нравы духовенства: «сии учители пьяницы суть, едять и пьють с пьяницами».

  • Осуждали духовенство за стяжательство, владение землями и крестьянами. Отвергали монашество.

  • Отрицали поставление «по мзде», то есть назначение священников за плату.

  • Тем самым отвергали таинство священства, церковную иерархию и духовенство вообще.



Ересь стригольников

  • Отвергая священство, стригольники считали, что совершать покаяние нужно, припадая к земле, быть учителем веры может любой, а другие таинства не нужны совсем.

  • Епископ Стефан Пермский о стригольниках: «Таковы же беша еретицы, постницы, молебницы, книжницы, лицемерницы, пред людьми чисти творящеся: аще бо бы не чисто житье их видели люди, то кто бе веровал ереси их?»

  • Сделайте вывод об образе жизни еретиков



Ересь стригольников

  • Стефан Пермский о стригольниках: «Изучисте словеса книжная, яко суть сладка слышати хрестьяном».

  • Стефан Пермский:

  • «Всяк бо, почитаа книжная писаниа без смирения и кротости, ища кого укорити чем, и тем впадаеть в ересь».

  • «Не для того для дал Христос Евангелие в мир, чтобы почитая его, смотрити того слова, чим бы кого укорити».



Ересь стригольников

  • Стефан Пермский: «Не достойно есть слушати стриголниковых учеников никакову хрестьянину, да не будеть осужен в вечную муку».

  • В 1375 г. в Новгороде «стриголников побиша, дьякона Микиту и Карпа простьца и третьего человека его, и свергоша их с мосту».



Ереси на Руси и в Европе

  • Что объединяет стригольников с западноевропейскими еретиками XIII–XIV веков?

  • Каковы различия между стригольниками и западноевропейскими еретиками XIII–XIV веков? Чем они вызваны?



Ереси на Руси и в Европе

  • Как и европейские еретики, стригольники были, в основном, горожанами. Взгляды тех и других основывались на рационализме.

  • Так же, как вальденсы и катары, стригольники критиковали нравы духовенства.

  • Как и лолларды, они считали, что человек не нуждается в посреднике для общения с Богом, а потому отрицали священство.

  • В отличие от крестьянско-плебейских еретиков Европы, стригольники не выдвигали социальных требований. Для этого русский город был еще недостаточно развит.



Новгородско-московская ересь

  • Ересь возродилась в Новгороде во 2-й половине XV в. Еретиков возглавили священники Денис и Алексей.

  • Новгородские еретики XV в. пытались «разумом познать веру». Они не признавали догмат о триединстве как противоречащий разуму.

  • Отрицали священство и церковную организацию (каждый человек – храм Божий).

  • Отвергали святость икон (Как из не святых досок, красок, кистей, усилиями не святого иконописца получатся святые иконы?).

  • Церковь обвинила их в отпадении от православия и переходе в иудаизм.



Новгородско-московская ересь

  • Гонителем еретиков выступил новгородский архиепископ Геннадий.

  • Вожди ереси Денис и Алексей бежали в Москву, где служили в кремлевских соборах. К ереси примкнули государевы дьяки Федор и Иван Волк Курицыны.

  • Покровительствовала ереси невестка Ивана III Елена Стефановна.



Новгородско-московская ересь

  • Иван III долго относился к ереси терпимо

  • Еретики осуждали монастырское землевладение, а Иван III хотел изъять церковные земли в казну.

  • Геннадий и его сторонники в борьбе против ереси взывали к опыту испанской инквизиции, что позволяло обвинять самого архиепископа в «латинской ереси».



Церковный собор 1490 года

  • В 1490 г. церковный собор проклял еретиков.

  • Иван III согласился на проведение собора, так как его беспокоили связи новгородских еретиков с Литвой.

  • Но он не выдал придворных еретиков, а новгородских еретиков не подверг «градскому» наказанию, а просто отправил к Геннадию



Казнь новгородских еретиков

  • В Новгороде еретиков посадили задом наперед на лошадей, надели им на головы «шлемы берестяны остры, яко бесовскыа, а венци соломены, с сеном смешаны, а мишени писаны на шлемах чернилами “Се есть сатанино воинство”. И повеле водити по граду и сретающим их повеле плевати на них и глаголати: “Се врази Божии и христианстии хулители”».

  • Берестяные шлемы были сожжены на головах еретиков. Большинство подвергнутых пытке вскоре умерли.

  • Московские еретики в результате собора 1490 г. не пострадали



Церковь и еретики

  • Борьба с ересью продолжалась

  • Важнейший соратник Геннадия – игумен Иосиф Волоцкий, непримиримый борец против ереси и всякого религиозного свободомыслия.

  • Иосиф Волоцкий: «Ныне и в домех, и на торжищех, и на путех вси сумнятся, вси о вере пытають!»

  • Сторонники Геннадия и Иосифа Волоцкого – иосифляне



Церковь и еретики

  • Иосиф Волоцкий:

  • «Грешника или еретика руками убити или молитвою едино есть».

  • «Подобает еретика и отступника не токмо осуждати, но и проклинати, царем же и князем и судиям земским подобает сих в заточение посылати и казним лютым предавати».



Иосифляне

  • Иосифляне защищали право монастырей владеть землей и крестьянами:

  • «Святители и монастыри грады, и села, и земли держали. И на всех соборех святых отец не запрещено святителям и монастырям земель держати и не велено недвижимых стяжаний церковных ни продати, ни отдати».



Иосифляне и светская власть

  • Возражая против покушений на церковные земли, иосифляне доказывали, что власть церкви выше светской.

  • «Елико от Бога духовное достоинство предположено есть, того ради болши достоит повиноватися власти духовной, неже мирской»

  • «Повесть о белом клобуке», составленная в окружении Геннадия, утверждала: белый клобук архиепископа, полученный от папы Сильвестра, «честнее царского венца».



Иосифляне и светская власть

  • Иосиф Волоцкий: царь, который противится церкви – «не божий слуга, но диавол и не царь, но мучитель», а потому ему не надлежит повиноваться.

  • Священство – выше «царства».

  • Это – идеология сильной воинствующей церкви



Сказание о князьях Владимирских

  • В ответ на «Повесть о белом клобуке» при дворе Ивана III было написано «Сказание о князьях владимирских».

  • Светская власть заявляла о происхождении московских государей от Августа-кесаря.

  • Символом преемственности стала «шапка Мономаха», якобы переданная императором Константином Мономахом своему внуку Владимиру Мономаху.



Нестяжатели

  • Противниками иосифлян выступили нестяжатели – последователи старца Нила Сорского.

  • Они утверждали, что монахи должны питаться трудами рук своих или милостыней «христолюбцев», а селами не владеть: «не точию не имети владениа, но и не желати то стяжати».



Нестяжатели

  • Будучи противниками ереси, нестяжатели возражали против расправ над еретиками.

  • Старец Герман: «Не подобает нам судити никого ни верна, ни неверна, но подобает молитися о них, а в заключение не посылати».

  • Митрополит-нестяжатель Зосима: «Достоит еретиков проклятию предати и сослати на покаяние, зане мы от Бога не поставлены на смерть осуждати, но грешныя обращати к покаянию».



Нестяжатели

  • Главный оплот нестяжателей – северные заволжские монастыри



Нестяжатели

  • Заволжские старцы-нестяжатели – Иосифу Волоцкому:

  • «И ты господине, старче Иосифе, сотвори молитву, да иже недостойны еретицы и грешницы, то земля их пожрет».

  • «И ты, господине Иосифе, почто не испытаешь своей святости – не связа Кассиана архимандрита своею мантиею, донеже бы он сгорел, а ты в пламени его, связа, держал? И мы бы тебя, яко единого из трех отрок из пламени вышедша, приняли!»



Историки XIX века о Русской церкви XVI века



Собор 1503 года

  • Собор 1503 г. запретил вдовым попам священствовать, инокам и инокиням жить в совместных монастырях, святителям – взимать мзду за поставление священников.

  • За нарушение запрета на мзду архиепископ Геннадий был смещен и отправлен в московский Чудов монастырь.



Собор 1503 года

  • По окончании собора Иван III «восхоте у митрополита и у всех владык и монастырей села поимати и вся к своим соединити».

  • Нестяжатели поддержали великого князя: «не достоит чернецам сел имети».

  • Иосифлянское большинство собора грозило посягающим на церковные земли проклятием, ибо «стяжания церковная – Божия суть стяжания».

  • Иван III отступил, отказался от планов конфискации церковных земель.



Разгром московской ереси



Собор 1504 года

  • В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к казни:

  • «И сожгоша в клетке диака Волка Курицына, да Митю Коноплева, да Ивашка Максимова, а Некрасу Рукавову повелеша язык урезати и в Новгороде Великом сожгоша его. И архимандрита Кассиана Юрьевского сожгоша, иных многих еретиков сожгоша, а иных в заточение разослаша, а иных по монастырям»



Иосифляне и светская власть

  • После соборов 1503 и 1504 гг. иосифляне сближаются со светской властью и тесно сотрудничают с ней.

  • Иосиф Волоцкий: «Божественныя правила повелевают царя почитати, а не сваритися с ним, и древние бо святители не дерзаху сие творити».

  • В 1531 г. церковный собор осудил лидера нестяжателей князя-инока Вассиана Патрикеева за утверждение, что «не велено сел монастырем держати».

  • Вассиан умер от голод в заключении в Иосифо-Волоколамском монастыре



Теория «Москва – третий Рим»

  • После примирения светской власти с иосифлянством оформилась теория «Москва – III Рим»

  • Автор – старец Псковского Елеазарова монастыря Филофей

  • Первый Рим пал из-за ересей. Второй Рим – Константинополь – пал из-за Флорентийской унии. Третий Рим – Москва – стоит вечно. Четвертому Риму не бывать



Теория «Москва – III Рим»

  • Москва объявлялась законным наследником Византии.

  • Московский государь – главным защитником православия.

  • Возвышались и государь, и церковь.



Похожие:

Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconЖивопись в XV-XVI веках. Работа ученицы 6 класса Антоновой Кати
В начале xiv-начале xvвека в Москве складывается русская национальная школа живописи
Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconПоход Ермака. Сибиреведение
В конце xv-начале XVI века образовалось обширное и могущественное Российское государство
Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconТуберкулез так же стар, как и человек На Руси xiv–хviii в туберкулез называли язвою неисцелимою
«туберкулез» появился позже, когда был описан «tuberculum» бугорок, элемент специфического воспаления
Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconПрезентация кандидатской диссертации
Цыгане появились на территории Беларуси в конце XV начале XVI в. Впервые упоминаются в Привилее Великого князя Александра от 25 мая...
Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconИстория создания церкви
Изяславе Андреевиче. Однако Изяслав погиб осенью 1165 года, и в течение зимы храм никак не мог быть построен. Церковь освещена в...
Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconОхарактеризовать научные достижения XVI-XVII вв.; охарактеризовать научные достижения XVI-XVII вв
Европы XVI-XVII вв.; вызвать чувство уважения к великим учёным и их научному подвигу во имя прогресса всего человечества
Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconБывшая церковь Иоакима и Анны. Церковь с одним престолом с разрешения Священного Синода была возведена и освящена в 1816 году. С устройством церкви сельцо Гусь стало именоваться Гусь-Мальцовским

Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconЦерковь после Смуты Церковь после Смуты
Большая часть священнослужителей и патриарх Филарет, продолжали служить Отечеству и помогали в освобождении Москвы и страны
Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconРомановы — старинный русский дворянский род (носивший такую фамилию с середины XVI века), а затем династия русских царей и императоров
Земский собор, на котором решался вопрос об избрании русского царя. Московские дворяне, предложили избрать государем всея Руси 16-ти...
Церковь, ереси и светская власть на Руси в XIV – начале XVI вв iconХристианская церковь в раннее средневековье Вспомните! Что такое христианство?
Все люди Средневековой Европы были верующими, поэтому христианская церковь и её руководство играли ключевую роль в жизни людей и...
Разместите кнопку на своём сайте:
hnu.docdat.com


База данных защищена авторским правом ©hnu.docdat.com 2012
обратиться к администрации
hnu.docdat.com
Главная страница